Воскресенье, 19 Ноябрь 2017
ПЕРВЫЙ В РОССИИ САЙТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
 

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ


Дискуссионная трибуна
Мировая политика в лицах
Лидерство в мировой политике
Геополитические доктрины
 
Материалы
Библиотека
Сравнительная политология
Теория Мирового Политического Процесса
Работы студентов и аспирантов
 
Поиск по сайту
Авторизация





Забыли пароль?
Статистика
посетителей: 1293943
Интервью с Цыганковой Эммой Николаевной. Версия для печати Отправить на e-mail
Суббота, 15 Июль 2006
Интервью с Цыганковой Эммой Николаевной.
  1. Расскажите, когда Вы пришли на кафедру, какой путь прошли до этого?

После окончания философского факультета МГУ в 1957 году, осталась работать на факультете инспектором учебной части. С открытием кафедры перешла работать её старшим лаборантом: вела техническую работу и семинары по мировому революционному процессу, руководила курсовыми и дипломными работами. Сдала кандидатские экзамены. 2 года – очная аспирантура. Защитила кандидатскую диссертацию. Прошла переподготовку на должность старшего преподавателя, далее – доцента. Много лет была заместителем декана по учебной работе, исполняла обязанности декана факультета.

  1. Как Вы считаете, насколько тогдашняя работа кафедры была близка тому, что сегодня входит в сферу исследований мировой политики?

Одним из аспектов в работе кафедры были процессы мировой политики, но только со стороны революционных процессов в мире. В этом была их односторонность и ограниченность.

  1. Изучались ли в советское время современные западные подходы к мировой политике и международным отношениям (структурный реализм, неолиберальные подходы, транснационализм)?
Не изучались.
  1. Что Вы считаете главным достижением кафедры за годы её работы?

Главными достижениями кафедры за годы её работы я считаю: 1) рост научного потенциала преподавателей (например, профессор Ковалёв А.М. опубликовал 28 монографий), содержащие новые научные идеи о развитии общества, в том числе, и о мировой политике; 2) подготовку молодых высококвалифицированных кандидатов философских наук; 3) приобщение студентов во время занятий и во внеучебное время к поиску научных истин в дебрях многих точек зрения; 4) развитие чувства дружбы и товарищества в коллективе кафедры.

  1. Как Вы думаете, какие разработки кафедры истории и теории международного рабочего и коммунистического движения могли бы быть использованы сегодня?

Идеи о научно-технической революции, о внетерриториальных империях, о борьбе за демократизацию общественной жизни, о глобальных проблемах, об интернациональных связях между субъектами мировой политики и многие, многие другие.

  1. Каким образом создавалась кафедра мирового политического процесса? Как возникла сама идея? Как происходил переход к новому содержанию образовательного процесса и научной работы?

В связи с реорганизацией кафедры теории научного коммунизма возникла идея создать новые кафедры, в том числе, кафедру мирового революционного процесса, потому что проблемы мировой политики стояли в дверях: вопрос об основном содержании современной исторической эпохи, о её основном противоречии, о месте и роли народов освободившихся стран в социальном обновлении мира и др.

  1. Что отличает теорию мирового политического процесса от мировой политики как научной и учебной дисциплины?

В связи с неожиданными социальными изменениями в мире появилась потребность научного осмысления этих процессов. Стали возникать новые курсы и спецкурсы. Первым по-новому осмыслить современные проблемы мирового политического процесса взялся профессор Ю.М. Павлов в курсе «Теория мирового политического процесса». Политические изменения в мире стали рассматриваться в развитии, в тесной связью со средой их жизнедеятельности. Кафедра начала выпускать научные сборники статей под названием: «Мировой политический процесс: проблемы и исследования», где были опубликованы новые идеи, разработанные преподавателями, аспирантами и студентами кафедры. Жаль, что это издание прекратили. Постепенно кафедра избавилась от односторонности в рассмотрении проблем мирового развития.

Теория мирового политического процесса и мировая политика как научные и учебные дисциплины развиваются, крепко обнявшись друг с другом. Но есть и разница: предметом ТМП процесса является смена состояний, развитие какого-либо политического явления, а предметом мировой политики является сам политический факт. Например, отказ России от покупки дешёвого молдавского вина.

  1. Можно ли говорить о школе изучения мировой политики в Московском университете и каковы особенности этой научной школы?

Можно. Особенности этой научной школы:
1) научность,
2) объективность,
3) устремленность к будущему,
4) преобразование мирового политического процесса в связи с нарастающей глобализацией в мировом сообществе.

  1. Какие направления исследований мировой политики и международных отношений видятся Вам наиболее перспективными сегодня?

Наиболее перспективные направления:
1) процессы глобализации и их влияние на мировой политический процесс и мировую политику,
2) борьба за сохранение окружающей среды для сохранения жизни на Земле,
3) борьба с международным терроризмом, наркодельцами, СПИДом и другими грозными антинародными явлениями,
4) вопросы войны и мира.

  1. Как Вы думаете, каким образом современные информационные технологии, прежде всего, Интернет, могут способствовать развитию знания о мировой политике и международных отношениях?

Интернет имеет прямое отношение к этим двум наукам, так как он даёт наиболее полную и быструю информацию о мировом сообществе, в том числе, и о политике.

  1. Что бы Вы могли пожелать нашему Интернет-проекту?

Сделать его компактным, интересным, охватывающим главные идеи.

  1. Как Вы думаете, с кем бы мы ещё могли провести интервью в рамках данного проекта?

С факультетом мировой политики МГУ, с институтом международных отношений.

 
Свежие публикации

Top!