Понедельник, 20 Ноябрь 2017
ПЕРВЫЙ В РОССИИ САЙТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
 
Главная arrow Мировая политика в лицах arrow Чингисхан как великая личность - Политический портрет

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ


Дискуссионная трибуна
Мировая политика в лицах
Лидерство в мировой политике
Геополитические доктрины
 
Материалы
Библиотека
Сравнительная политология
Теория Мирового Политического Процесса
Работы студентов и аспирантов
 
Поиск по сайту
Авторизация





Забыли пароль?
Статистика
посетителей: 1294613
Чингисхан как великая личность - Политический портрет Версия для печати Отправить на e-mail
Среда, 09 Май 2007
С.В.Жигжитов

Чингисхан как великая личность
Политический портрет


"В политике настоящие великие люди - те,
которые предвидят зарождающиеся потребности,
 события, подготовленные прошлым,
 и указываю путь, которого следует держаться "
Гюстав Лебон

Великие личности - кто они?

При ответе прежде всего необходимо учитывать, что народ не есть только совокупность людей. Народ - это единая воля, единый дух - это то, что стоит над ним как ореол - единство множественности, когда каждый отдельный индивид чувствует себя связанным с остальными не только физически или кровно, но он также идентифицирует себя с этносом по ценностным, идейным основаниям. Эти духовные ценности и идеи в народе на определенном этапе исторической жизни неясно проявляются, появляется запрос современности о сведении народной воли, неясно выраженных народных идеологем в одно лицо, обладающее способностью чувствовать настроения народа, понять свою миссию как выразителя собирательной воли, народного духа. Таким человеком может быть только признанный народный лидер. Миссия эта чрезвычайно трудна, поэтому этот человек может быть только великой личностью. Понятие "Великая личность" для меня естественным образом тождественно понятию "глобальный лидер". Потому что для великих личностей характерен глобальный масштаб деятельности. Моя работа посвящена Великой личности, каким был Чингисхан, но мне это еще предстоит доказать. Главной, стержневой идеей в моей работе будет обоснование того, что он был действительно лидером глобального масштаба. Я поставил цель - найти истоки его лидерства и дать читателю, насколько это возможно, наиболее полный  анализ деятельности Чингисхана как субъекта мирового политического процесса.  

Свою работу я разделил на две основные части: 1) жизнь Чингисхана, формирование его личности (описывается формирование его как личности, факторы, повлиявшие на это), 2) особенные таланты и способности Чингисхана.  Будут и другие главы, но они лишь будут дополнять по содержанию главные разделы. Я считаю, что такое деление поможет мне наиболее полно и адекватно проанализировать деятельность Чингисхана.

Самовосприятие личности на антропоморфном этапе развития политической мысли.

Период времени, в котором жил Чингисхан, безусловно, относится к антропоморфному периоду в этапах развития политической мысли. Я попытаюсь это доказать. Начнем с характеристики антропоморфного периода. Для него характерно восприятие личности как составной часть общественного организма. Общество формировало личность, и нельзя было рассматривать человека в отрыве от общества, поскольку общество имело приоритет над индивидом. Отрыв личности от общества воспринимался как отрыв биологического органа от всего организма. В отличие от гражданского периода, для которого характерно то, что у человека было совпадение самовосприятия с понятием "Я", для антропоморфного было характерно скорее совпадение самовосприятия с понятием "Мы". Я думаю, что состояние монгольского общества во время деятельности Чингисхана соответствовала тем характеристикам, чтобы отнести его к антропоморфному. Я считаю нужным отметить и тот факт, что в антропоморфный период, в отличие от других периодов, намного сложнее проявить себя в качестве лидера. На мой взгляд, это связано с тем превалирующим влиянием общества над личностью, и для человека сложнее своими способностями пробиться "наверх", проявить инициативу, разрушить барьеры, которые ставит ему общество, а тем более повлиять на ход всей истории человечества, как это сделал Чингисхан. Это конечно говорит о величии человека, сумевшего сделать то, чего не удавалось сделать ни до него не после.

I раздел
Жизнь Чингисхана, формирование его личности

Данный раздел посвящен становлению личности Чингисхана (Темуджина, как он звался вначале), истокам его политических воззрений. В первую очередь мне бы хотелось освятить детство Темуджина, т.е. тех людей и те события, которые повлияли на него в детстве, так как считаю, что период детства наиболее важен в выявлении глубинных причин его последующей деятельности. Вообще, детство - это тот период, в котором формируются основы для дальнейшего развития. Эти основы никуда не исчезают; даже если человек будет доказывать, что детство ему ничего не дало, то, я думаю, он или недостаточно знает себя, или лжет. В этом разделе я постараюсь не вдаваться в факты, дабы не упустить общего анализа факторов, способствовавших формированию Чингисхана, попытаюсь встать над перечислением исторических событий. Прежде чем начать описывать жизнь Темуджина, я уделю внимание положению дел, которое имело место в отношениях между монгольскими племенами к моменту рождения Чингисхана. 

Во время жизни отца Темуджина Есугея - багатура из рода Кият - Борджигин монгольские племена населяли обширные территории от Великой китайской стены до верховьев Селенги. Они представляли собой совокупность разрозненных племен (тайчиуты, меркиты, найманы, кэрэиты, татары и др.), постоянно воевавших между собой, при Есугее вражда особенно усилилась. Ни одно племя не могло усилиться за счет других, это немедленно настораживало соседей, и они организовывали поход против потенциального агрессора. Важную роль во вражде среди монголов играла искусная политика китайских правителей, которые стремились как можно больше ослабить своих опасных соседей путем натравливания их друг на друга, а если не удавалось, то открыто выступали против потенциально лидирующего племени. Это было время нестабильности, когда "племена как собаки набрасывались друг на друга". Некогда дед Темуджина, Хабул, объединил несколько племен (костяк которых составило племя тайчиутов), кочевавших в долинах Онона и Керулена, и объявил себя правителем Великого монгольского государства, но союз пал под ударами чжуржэней и татар. Такие события предшествовали рождению Темуджина. Он родился на берегу р. Онон в 1155 году, хотя историки спорят по этому поводу. Получил имя Темуджин от отца в честь пленного татарского военачальника. Среди лиц, повлиявших на Чингисхана, стоит отметить влияние его отца. Отец Темуджина, Есугей-багадур, был избран своими друзьями и двоюродными братьями главой рода Кият-Борджигин. Он не был ханом, он был знатным воином, пользовавшийся уважением у монголов. Есугей много воевал с татарами, которые его впоследствии отравили (затем этот факт станет главным у Чингисхана в стремлении отомстить татарам). Воспитание Темуджина носило типично аристократический характер. Он в этот период (т.е. до 9лет) жил беспечной жизнью, однако такое положение дел держалось исключительно на личности Есугея. После смерти Есугея весь прежний жизненный уклад разрушился. Темуджину пришлось вынести многое на своих незрелых плечах, и только в этот момент он осознал истинное значение своего отца. Именно жизненные трудности и лишения помогли Темуджину  оценить роль отца в своей жизни. Этим и объясняется его чрезвычайно жестокая месть татарам за убийство отца.

Период после смерти отца для Темуджина и его семьи становится тяжелым испытанием. Давний враг Есугея, степной аристократ Таргудай - Кирилтух приходит к власти в племени тайчиутов и всеми силами стремится отобрать нажитое Есугеем имущество, которое перешло его вдове Оулэн.  Путем угроз и взяток Таргудай заставляет откочевать от семьи  Есугея постепенно весь курень (совокупность нескольких семей с имуществом и скотом, кочевавших вместе; как правило, сконцентрирован вокруг одного или нескольких главных семейств знатного происхождения - прим. Ред.). Некоторые ожесточенные стычки между оставшимися верными семье воинами Есугея и отрядами хана ни к чему не приводят. Под угрозой смерти постепенно уходят последние родственники и близкие. Отряды Таргудая не оставляют ничего ценного в юрте Оулэн, даже съестных припасов. Она остается с пятью детьми, старший сын, Темуджин еще не достиг  совершеннолетия. Остается отдать должное мужеству матери, которая воодушевила своих детей "на жизнь". Мать Темуджина не допускала в своей семье пессимизм и говорила: "Трудолюбивый не может умереть от голода..." Всей семьей они выходили в степь собирать грибы, корни трав, ягоды, чтобы не умереть с голоду.  Прошло трудное время зимы для семьи, постепенно братья научились охотиться и приносить добычу. Возрастала роль Темуджина как главного добытчика, он был старшим среди братьев и осознавал ответственность перед братьями и пред матерью. Этот период жизни произвел на Темуджина неизгладимое впечатление. Он осознал,  что значит быть лишенным всего, бороться за свое существование. Я думаю, это сказалось на его характере в том отношении, что он стал более суровым, можно сказать, что он стал большим реалистом и трезво оценивал ситуацию. Конечно, нельзя обойти вниманием мать, потому что мать для него была святыней, она была центром притяжения в семье, она одна воспитывала детей, она героическими усилиями спасла детей и семью от голодной смерти. Мать наложила отпечаток на характер Темуджина тем, что при всей мягкости характера она проявляла порой недюжинную волю, которую сломить было невозможно. Пережив унижение и период отчаяния, Темуджин был полон решимости отмстить ненавистному Таргудаю - Кирилтуху и другим обидчикам семьи, но главной целью он ставил - собрать былую славу его отца, восстановить справедливость и возглавить род.

Следующим этапом жизни, наиболее повлиявшим на формировании личности Темуджина, стало рабство у Таргудая. Таргудай - Кирилтух видел в сыне Есугея прямую угрозу своей власти. Подросший Темуджин, действительно, мог в скором будущем сместить главу тайчиутов, собрав под знамена Есугея верных ему людей. Таргудай, сознавая будущую угрозу в виде сына Есугея, делает Темуджина рабом. Это следующий очень важный период в его жизни, когда он испытывает крайние лишения, это накладывает отпечаток на его формирующуюся личность. Попав в плен, Темуджину пришлось вынести немало унижений: ему надели на шею колодку и заставили выделывать шерсть овец. Многие родственники Темуджина знали об этом, но ничего не предпринимали. При встрече с ним родственники обещали помочь, но это были лишь слова. На деле же  из-за страха перед  Кирилтухом или по другим причинам они ничего не сделали, чтобы освободить Темуджина. Для него это было самым больным местом, так как безразличие близких он воспринимал больнее всего; в остальном же он был намного сильнее тех физических издевательств, которые он вынес во время рабства. Темуджина использовали как показную вещь, т.е. таким способом Кирилтух запугивал его родственников, тех, кто стремился к отделению. Например, пригласив на званный ужин знатных родственников Есугея, Таргудай заставлял Темуджина прислуживать за столом, что для него это было тяжелым испытанием. Вот почему на первом плане среди добродетелей у него стоит верность, именно верность - все другое после, потому что для него это основа всех отношений в правлении. 

Во время плена Темуджину пришлось не раз выполнять черную работу: таскать воду, доить коров, выделывать шкуру овец и т.д. Побыв некоторое время в юрте харачу (т.е. рабов), его отправляют   на работу в кузницу, где он встречает своих будущих близких друзей, сыновей кузнеца - Чаурхан - Субэдэя, Джелмэ - тех самых знаменитых в будущем полководцев. Отец их был "тяжелого" характера, но справедлив. Он критиковал нойонов (аристократов), которые не могут поделить между собой власть и в борьбе между ними страдает простой народ. Это отразилось и на восприимчивом характере подростка, так как именно здесь он осознает всю ответственность правителя перед своими людьми. Темуджин жил среди простых людей, он слушал их разговоры и понимал, что они хотят перемен. Постоянная война между племенами, между нойонами не давала возможности жить спокойно. Люди жили в неуверенности за завтрашний день, потому что в любой момент могли напасть враги, разграбить юрты, угнать в плен людей. Люди жаловались на то, что жить стало труднее: сильные унижают слабых, младшие не уважают старших. Как было бы хорошо, если бы над племенами установился один правитель, который бы навел порядок в степи. Люди рассуждали таким образом, что даже чинимые этим правителем неприятности - это ничто по сравнению с чинимым злом, помноженным на совокупность деяний отдельных нойонов. Темуджин все вбирал в себя и делал соответствующие выводы. Можно считать, что у него в достижении власти было преимущество перед другими - он жил среди простого народа,  понимал нужды народа и готов был в будущем взять ответственность за людей. Этот период сыграл важную роль в формировании Темуджина в том отношении, что в плену, среди простых людей у него сформировались отчетливое представление, чего он хочет и что может. Если раньше он руководствовался только местью и стремлением собрать под стягом отца людей и вернуть  прежнее величие, то после пленения у него появляется отчетливое понимание, своего рода концентрация на конкретных целях, а не на абстрактных измышлениях. После побега из плена при помощи верных друзей Темуджин задумывается о будущем и все чаще вспоминает, что у него есть невеста Борте, но сомневается, отдаст ли отец Борте, Дэй-Сэчен замуж свою дочь. Когда Темуджину исполнилось девять лет, отец собирался сосватать ему невесту. Была уже договоренность с Дэй-Сэченом, но после смерти Есугея все изменилось. Темуджин некоторое время сомневался в целесообразности его устремлений: теперь он был бедняком с аристократической кровью.

Прежде чем описать дальнейший ход событий нужно описать огромную роль шамана Тэб - Тенгэри в жизни Темуджина. Вообще, шаманы в жизни монгольского общества (за исключением племени кэрэитов, которые исповедовали христианство) играли огромную роль, к ним относились с уважением, их боялись, так как считалось, что они разговаривают с духами, фактически духовная сфера жизни принадлежала им. Тэб - Тенгэри был сыном Мунлика, приближенного Есугея. Когда после смерти Есугея Таргудай - Кирилтух заставил откочевать семью Мунлика от семьи Оулэн, Мунлик остался верным сторонником Темуджина. Во время лишений и плена Темуджина шаман приложил все усилия для того, чтобы вытащить его из плена. Он служил идеологическим оплотом сына Есугея; так, он ходил в народ и склонял людей вернуться к своему законному правителю. При всем влиянии шамана на жизни людей, он не мог перебороть в людях страх перед Кирилтухом, хотя ему и удалось многое - он посеял среди людей веру в возможность перемен к лучшему при сыне Есугея, но люди руководствовались принципом "поживем - увидим". В разговорах с Темуджином он не раз говорил о том, что видит его в будущем ханом - объединителем и возлагал на него большие надежды. Он часто высказывал идею объединения племен под одним ханом. Во время периода лишений Темуджин его считал едва ли не единственным сильным союзником, который мог сделать того, что другие не смогли бы сделать и с туменом (10000) воинов. Возвращаясь к вышесказанному, шаман помог Темуджина в женитьбе и склонил родителей Бортэ к тому, чтобы они отдали свою дочь замуж.

Главными задачами Темуджина в тот период были: найти сильных покровителей, чтобы их не уничтожили недоброжелатели, привлечь на свою сторону как можно больше людей для решения главной задачи на тот период - вернуть могущество роду Борджигинов, потомкам славного Хабула.  Для первой задачи Темуджин нашел выход в хане кэрэитов, Тогориле.  Дело в том, что до рождения Темуджина Есугей и Тогорил дружили и были даже побратимами. Есугей тогда помог вернуть ханство Тогорилу, когда его нойоны восстали против него. Темуджин, воспользовавшись давней дружбой отца, едет к хану и заручается поддержкой у могущественного человека того времени. Он дарит хану соболью доху, единственную ценность у семьи - это говорит о том, что Темуджин сознавал важность потери меньшего ради большего. Не забывает он также своего побратима (анду) Джамуху, друга детства, правителя племени джаджиратов, подвластных Тогорилу.

В постоянных стычках между меркитами и тайчиутами пострадала и кочующая семья Темуджина - меркиты напали  и увезли его жену, Бортэ. Это было поводом для того, чтобы просить помощи у Тогорила и Джамухи вернуть жену и разбить меркитов.  К ужасу меркитов и к неудомению тайчиутов за Темуджина выступают могущественные племена кэрэитов и джаджиратов. Простые люди спрашивали друг друга, как у него могли появиться столь могущественные союзники. Если он (т.е. Темуджин) ради жены поднимает племена друг на друга, то, что он может в другом! Рассудив таким образом, люди из разных племен стекаются в курень Темуджина. Это действовало на людей намного сильнее,  нежели постоянные уговоры вернуться, примкнуть к стягу Темуджина. Разбив в генеральном сражении войска меркитов, войска союзников разгромили курени меркитов, увели табуны, пленных. Курень Темуджина рос очень быстро, не было и дня, чтобы не пришли люди, сбежав от своих нойонов.

Необходимо отметить влияние Джамухи на Темуджина, в детстве они на крови поклялись защищать друг друга. Став главой племени джаджиратов, он прославляется в народе своей мудростью, его даже называли Джамуха - Сэчен (мудрый). Племя было небольшое, он умело проводил политику сталкивания интересов между различными племенами, чтобы самим не попасть под удар. Например, он умело натравливал найманов на кэрэитов и т.д. Главным его устремлением было вернуть обычаи и традиции отцов в степи, когда существовало множество равных племен, без явного лидера, который мог покуситься на свободу вольных племен, и эти племена были бы в мире друг с другом. И Джамуха делал все для того, чтобы не одно племя не возвеличивалось. В помощи своему анде он видел возможность найти близкого единомышленника, с которым бы они вместе, плечо к плечу, бились с врагами. Он пытается повлиять на Темуджина, но ничего не получается, потому что тот преследовал другие цели, а именно объединения племен. Это, естественно, не устраивало Джамуху, и он постепенно разочаровывается в нем и в своей помощи ему. Усиление Темуджина прямо противоречило его устремлениям.

Вообще, следует подчеркнуть, что существовало две идеологические платформы во влиянии на  молодого Темуджина: это идеи шамана Тэб - Тенгэри, который утверждал, что Темуджину нужно объединить племена, стать ханом, наладить жизнь в монгольском обществе; других идей придерживался его побратим. Эти две неординарные личности при знакомстве сразу невзлюбили друг друга. Темуджина это очень огорчало, так как это были сильные союзники, и он даже пытался примирить их некоторое время, но безуспешно. Джамуха, не желая усиления своего анды, покидает с воинами его неокрепший курень, будучи уверенным, что после его ухода уйдут постепенно и другие люди. Подговаривает его родственников бежать, часть из них уходит с Джамухой, но потом возвращается обратно. Это те родственники, что не пошевелили пальцем при рабстве Темуджина, которые переметнулись от главы тайчиутов, как только он начал подниматься. Они же готовы были уйти от Темуджина в любой момент, как только они почувствуют опасность. Он знал, что его родственники (Алтан, Хучар - двоюродный брат, Бури - Бухэ, Даритай-отчигин - дядя,  Сача-беки)  ненадежны и могут предать в любой момент. 

Существовала еще одна трагедия в жизни Темуджина: дело в том, что после пленения и освобождения его жены он был не уверен, что Бортэ носила его ребенка. Это терзание прошло через всю его жизнь и наложило отпечаток на последующие взаимоотношения отца и сына. 

Темуджин делал все возможное, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше людей. Например, во время охоты с Джамухой и родственниками он повстречал представителей племени чонос и их предводителя Улук - Багатура, предложил вместе охотиться, после охоты по обычаю - добыча распределялась пропорционально количеству охотников. По этому принципу племени чонос досталось бы совсем мало, но Темуджин сказал, что племя малое, поэтому им достанется большая часть добычи. Это, конечно, говорит о его дальновидности, так как своей щедростью он привлекал на свою сторону людей. Впоследствии племя чонос откочует от тайчиутов и перейдет на сторону Темуджина. Для того чтобы привлечь людей, порой он обделял своих братьев и себя, давая ценности своим отличившимся воинам. Сам он не любил роскошь и считал ее излишеством.

Темуджин проводил тонкую политику в отношении своих родственников, так как он осознавал, что без их поддержки будет трудно удержаться у власти. Но он фактически у власти и не находился, потому что знатные родственники относились к нему как к младшему. При попытке влиять на родственников и проводить совместный курс он получал немое или явное противостояние. И для того чтобы преодолеть это противостояние он вырабатывает хитроумный план. Во - первых, он отсылает своего союзника Тенгэри в стан тайчиутов, чтобы он притворился, что он ненавидит Темуджина. Это было нужно для того, чтобы "шатким" родственникам  не удались попытки вернуться  обратно к Кирилтуху. Он, конечно, и так не жаловал перебежчиков, но шаман мог повлиять на это более результативно. Следующим шагом было то, что он сделал вид, что покидает своих родственников и уходит к своему покровителю, хану Тогорилу под предлогом, что разъединенным куренем невозможно управлять (пусть родственники сами справляются). Весь курень был переведен в походное состояние. Затем он имитирует нападение тайчиутов на курени родственников, дав приказание Джелмэ с помощью верных нукеров (воинов - прим. Ред.) напасть под видом тайчиутов. Это дало ожидаемый результат: к нему тут же прибежали родственники со стремлением "держаться вместе" и требованием обезопасить их. Темуджин указывает на то, что разъеденным и не подчиняющимся куренем трудно управлять и из-за этого он уходит. Высказывается мнение, что нужно провозгласить единого хана для безопасности всех. И тут Темуджин проделывает следующую хитрую комбинацию: он предлагает каждому непокорному родственнику взять на себя ответственность за весь улус и стать ханом. Несмотря на то, что он фактически был самым младшим в роду, все единогласно сошлись на мнении, что самым достойным на этот титул будет Темуджин, что он сможет взять весь груз ответственности на себя. Здесь, конечно, главную роль сыграл тот фактор, что у Темуджина был могущественный покровитель - Тогорил. Другим фактором, возможно, является боязнь большой ответственности за весь улус, так как ханский титул предполагает не только административное, но и военное управление, а среди знатных родственников не было выраженных талантов в этой сфере. На мой взгляд, здесь важную роль сыграла их уверенность, что Темуджин будет легкой игрушкой в их руках, и они смогут с легкостью влиять на него (как показывают дальнейшие события - они жестоко ошибались). 

В это время против Темуджина выступает Джамуха (для которого сильный хан - побратим - это несовместимо с вольностью племен) в союзе с тайчиутами (для них он продолжал оставаться опасным врагом). В ущелье Дзеренов происходит битва, победу в которой одерживают войны Темуджина. Пожалуй, именно эту победу можно считать поворотной в судьбе Темуджина. Именно после неё его могущество и влияние среди степных правителей начало неуклонно расти, именно начиная с этого момента ему неизменно сопутствовала удача, даже несмотря на временные поражения и неуспех, он твёрдо шёл к намеченной цели - к титулу верховного хана всех монголов, хана всей степи, Чингис-хана.

Впрочем, на этом пути ему встречалось немало трудностей. Как и прежде, одной из основных проблем были его взаимоотношения с родственниками. Со временем Темуджин стал понимать, что его титул хана обесценивается, родственники уже не слушают его, поступая по собственному усмотрению, будто не клялись до конца своей жизни почитать его и исполнять любую его волю. Мирная жизнь, когда нет прямой военной угрозы, когда родичам Темуджина уже не нужно бояться за свою жизнь, жизнь жён и детей, за сохранность имущества, по сути, уничтожила всю его власть. Более того, его родственники по-прежнему готовы в любой момент покинуть его. Им не нравится то, что он приближает к себе незнатных, но храбрых и талантливых воинов, обходя их, его родичей. Им не нравится то, что военная и охотничья добыча делится поровну между всеми, а иногда даже и в пользу незнатных приближённых Темуджина, в то время как большая её часть должна была доставаться им, его родичам. Поэтому вполне логично, что в тот момент, когда Темуджин должен был помогать своему покровителю хану Тогорилу и его союзникам-китайцам в войне с татарами, часть родственников (Сача-беки, Бури-Бухэ) откочёвывает от него в надежде, что война с татарами подорвёт силы Темуджина и его ненавистная власть будет свергнута. Однако они просчитались. Война закончилась успешно. Китайский император даровал хану Тогорилу титул вана (Тогорил теперь стал именоваться Ван-ханом),  а Темуджин ещё более усилился. Непокорные родственники были пойманы и казнены.

Через несколько лет мир в степи был нарушен, и Темуджину пришлось ввязаться в непрерывную череду войн за господство в степи. Сначала он помог Ван-хану (которому Темуджин был до конца жизни благодарен за его помощь; он называл его «хан-отец») вернуть его ханство, откуда он был изгнан своим братом Эрхэ-Хара. Затем Темуджин и Ван-хан напали на помогавших Эрхэ-Хара найманов. Здесь происходит, казалось бы, примирение Темуджина и Джамухи - Джамуха помогает Темуджину и Ван-хану в походе на найманов. Но на самом деле это был лишь ловкий тактический ход, призванный обезопасить самого Джамуху и его немногочисленное племя джаджиратов на момент чрезмерного усиления Темуджина - до тех пор, пока Джамухе не удастся сколотить сильный союз племён, способный противостоять Темуджину.

Этот человек сыграл немаловажную роль в судьбе Чингисхана, посему о нём стоит сказать особо. Выше уже говорилось о его взглядах на будущее устройство отношений между правителями степи. Говорилось и о его стремлении помешать чрезмерному усилению одного из племён, о желании им мира среди вольных и равных правителей. Но со временем все его усилия сконцентрировались только на одном: помешать усилению только одного правителя - новоявленного хана Темуджина, его анды. Именно в Темуджине он видел главного и наиболее сильного претендента на верховную власть среди всех монголов. В конце концов, это противостояние Темуджину стало целью не только всей его политики, но и всей его жизни. Пройдя извилистый и психологически трудный путь от побратима Чингисхана до его заклятого врага, Джамуха уже не мог остановиться - он предавал, лицемерил, устраивал заговоры против Темуджина, открыто воевал с ним, а затем притворно мирился. Перед решающим сражением с найманами Джамухе удалось обманным путём уговорить Ван-хана уйти от битвы, оставив перед многотысячным найманским войском одного Темуджина. Однако Темуджину удалось увернуться от удара, в результате чего найманы обрушились на Ван-хана и Джамуху. От полного разгрома их спас Темуджин, ударивший в тыл найманам.

Несмотря на то, что Темуджин простил его предательство, Джамуха не успокоился. Он делал ставку на разные племена степи, надеясь с их помощью сокрушить Темуджина. Он пытался уговорить выступить против него его давнего врага - Таргудай-Кирилтуха. Но постаревший Таргудай осторожно отказался от предложения Джамухи. Через несколько дней его тайчиуты были разгромлены Темуджином, вернувшим себе, таким образом, улус отца, а сам Таргудай был убит. Это событие, которое должно было стать знаковым в жизни Темуджина - он вернулся к себе домой, туда, откуда его изгнали много лет назад - однако, не стало таковым. Эта победа оказалась просто одной из многих. Цели Темуджина были уже иные.

Джамухе удалось с большим трудом собрать курултай из части монгольских племён с тем, чтобы объединить свои усилия для противостояния Темуджину. Под давлением известий о разгроме Таргудай-Кирилтуха остатки тайчиутов, меркиты, хунгираты (родственники жены Темуджина Борте), салджиуты и другие племена провозгласили Джамуху гурханом - всеобщим ханом монголов. Он принял этот титул. Джамуха понял, что бороться против Темуджина можно только его же средствами. К Темуджину уже в течение нескольких лет перебегали воины из других племён, а то и целые маленькие племена. В этих условиях, при усилении Темуджина Джамухе пришлось расстаться со своей идеей вольных и равных племён. Он понял, что Темуджина сможет сокрушить только союз племён, и он возглавил его.

Однако в ходе сражения с объединёнными войсками Темуджина и Ван-хана разноплеменное объединение Джамухи потерпело поражение и распалось. Гурхан бежал. Новая его попытка сколотить союз против Темуджина из меркитов, части найманов, салджиутов и некоторых других племён успехом не увенчалась. Песчаная буря разметала войска Джамухи, и союз вновь раскололся: племена ушли в свои кочевья, отказавшись повиноваться гурхану.

В следующем году Темуджин разгромил татар, давних своих врагов. Памятуя о всегдашней их враждебности, об убийстве своего отца, Темуджин повелел истребить всех взрослых татарских мужчин, оставив только женщин и малолетних детей. Так был уничтожен целый народ.

Ещё с убийства своих родственников Темуджин стал меняться. Он стал более властным, более жёстким, даже более жестоким. Усиливала эти качества его прирождённая гневность. Расправа над татарами, а также та немилость, в которую иной раз за тот или иной проступок попадали его родственники или его полководцы, даже родные братья, когда он мог лишить их званий, военной добычи или имущества вообще, ярко свидетельствуют о переменах в характере Темуджина. С чем это было связано?

Несомненно, Темуджин очень много размышлял над проблемой прочности своей власти. Постоянное недовольство родственников, их ропот по поводу того, что Темуджин их уравнял с безродными воинами, постоянные измены и предательства - и родственников, и Джамухи, та нестабильность, которая царила тогда в степи, когда одни племена присоединялись то к одному враждующему лагерю, то к другому, то и дело предавая и тех и других, наводила его на размышления о том, какими же средствами можно укрепить власть, сделать, наконец, степь стабильной и единой. Из всех средств, которые Темуджин перебирал в уме, он выбрал только одно, и наиболее надёжное - страх. Именно страхом держатся люди в повиновении. Для этого и нужны казни и строгость. Впрочем, это ни в коем случае не означало бесправия. Помня о нуждах простых людей, Темуджин старался выстроить свою систему власти так, чтобы строгость наказания служила стабильности, а не произволу. Для реализации этой задачи он и выстроил постепенно чётко иерархизированную систему управления, в которой каждый человек должен был знать своё место и выполнять свою функцию, не выходя за рамки своих полномочий - иначе ему грозила жестокая кара. Впоследствии эта система очень удачно решила проблему огромных размеров державы Чингисхана. Благодаря чёткой иерархии она управлялась надежно и справедливо даже в самом отдалённом её уголке.

После разгрома татар в степи осталось, пожалуй, только два племени, способных противостоять Темуджину - найманы и кэрэиты Ван-хана. Последний в течение многих лет являлся надежным другом и покровителем Темуджина, тот же его называл отцом. Этот человек тоже сыграл важную и далеко не однозначную роль в жизни Темуджина. Ван-хан пытался противостоять неизбежным тенденциям, проявлявшимся тогда на бескрайних просторах монгольской степи, явившись во многом трагической фигурой. Несмотря на его любовь к Темуджину, ему, в конце концов, пришлось выступить войной на своего приёмного сына.

После разгрома войск гурхана Джамухи взоры всех тех, кто мечтал видеть в Темуджине единого правителя всей степи, стали обращать свои взоры на улус всегдашнего союзника Темуджина стареющего Ван-хана. Среди таких людей в первую очередь следует выделить шамана Тэб-Тэнгери. Многие годы он был помощником Темуджина, своеобразной идеологической основой его политики, многие годы Темуджин спрашивал его совета по тем или иным вопросам, прислушивался к его мнению. Впрочем, все эти годы Темуджин так до конца и не мог понять, чего же на самом деле хочет шаман. Их отношения потому были зачастую очень сложными. Шаман, продвигая в умы людей (а зачастую - и в ум Темуджина) какую-либо идею, удивительным образом сочетал своекорыстные интересы с интересами державы Темуджина. При этом он постоянно подчёркивал тот факт, что он, шаман, служа духам небес, неподвластен Темуджину, и если Темуджину нужна будет помощь небес и самого шамана, то не он, Тэб-Тэнгери, должен будет её предлагать хану, но хан должен будет сам искать её у шамана. Тэб-Тэнгери любил повторять, что он делает что-то до тех пор, пока небо благоволит Темуджину. Если небо перестанет оказывать свою милость хану, то и шаман отвернётся от него. Конечно, такая позиция не могла не раздражать властолюбивого Темуджина. Несмотря на всю помощь, которую шаман ему оказал, хан недолюбливал шамана. Впоследствии это и стало одной из причин расправы Темуджина над Тэб-Тэнгери.

Именно Тэб-Тэнгери и подсказал Темуджину идею женить старшего сына Джучи на внучке Ван-хана, а дочь отдать замуж за внука Ван-хана. Таким образом, со временем ханство кэрэитов безболезненно бы перешло в руки Темуджина. Однако Джамухе удалось расстроить эту свадьбу. Переманив в голодную зиму часть родичей Темуджина к себе, он стал вновь собирать поход на него. Поддержку своим замыслам он нашёл в лице сына Ван-хана Нилха-Сангуна. Да и в голову самого Ван-хана стали закрадываться сомнения...

Ещё в юности Джамуха стал искать чьего-то покровительства, чтобы выжить со своим малочисленным племенем. Это покровительство он, как и его анда Темуджин, нашёл у хана кэрэитов Тогорила.  С тех пор и Джамуха считал Ван-хана своим отцом, и Ван-хан радовался, гладя на него и Темуджина как на своих сыновей. Со временем между побратимами началась тихая конфронтация, а затем и открытая вражда, но Ван-хан долгое время не видел её серьёзности. Когда же последовал полный разрыв, Тогорил оказался меж двух огней. Он одинаково любил и того, и другого, их вражду воспринимал чрезвычайно болезненно и всегда надеялся на возможность примирения, не понимая, что оно уже невозможно. Он нередко выступал примирителем между Джамухой и Темуджином (в те моменты, когда Джамухе нужно было время, чтобы собрать новые силы).

Ван-хан старел. Он хотел мира, спокойной жизни, и потому постоянно мирил соперников, не вставая ни на чью сторону, не слушая уговоров ни того, ни другого. Однако он думал и о будущем своего улуса, созданного им в упорной борьбе с братьями. Нилха-Сангун был его единственным сыном, и поэтому он не мог не задуматься над словами Джамухи о том, что браками своих сына и дочери Темуджин хочет прибрать к рукам и его улус. Мучаясь сомнениями, но и не веря до конца в злой умысел Темуджина, Ван-хан объявил о том, что уходит от дел, передавая управление улусом сыну. Нилха-Сангун начал сразу же подготовку к походу.

Темуджин в сражении с кэрэитами был разбит почти полностью. Чтобы спастись, он и его воины с семьями бежали в горы. Джамуха настаивал на продолжении погони, но приехавший к войскам Ван-хан не стал этого делать. Полностью запутавшись в своих отношениях к Темуджину и Джамухе, он всё ещё надеялся на перемирие и потому приказал своим воинам вернуться в свои кочевья. Джамуха покинул его. Темуджин же, оправившись, нанёс кэрэитам неожиданный удар. Некогда могучее ханство погибло в одночасье. До конца пытавшийся сохранить и мир, и своё ханство Ван-хан погиб...

Последней попыткой противостоять Темуджину для Джамухи были найманы. Однако в решающем сражении и они были разбиты. Темуджин стал владетелем всей монгольской степи.

Как раз в эти годы у Темуджина стали подрастать сыновья. Особое внимание он стал обращать на своего наследника, Джучи. Отношения у Темуджина с сыном стали складываться настороженные - и не только из-за того, что Темуджин не был уверен, его ли сын Джучи. Джучи, по мнению Темуджина, совсем не был похож на воина, тем более на правителя. Уже тогда Темуджин стал замечать в характере сына совершенно непозволительные для истинного правителя нотки милосердия.

После победы над найманами по инициативе шамана Тэб-Тэнгери был созван всемонгольский курултай, на котором хан Темуджин был провозглашён великим ханом, Чингисханом. В этот же день Темуджин и обнародовал первые принципы, по которым будет организовано его государство, ту самую чёткую иерархию, которая, видимо, и подразумевается под именем полумифической знаменитой Ясы Чингисхана - монгольского законодательства, якобы дарованного ханом народу. Этот день знаменовал собой новую вершину в жизни Темуджина и открывал новую эпоху. В этот же день пойманный за несколько дней до этого воинами Чингисхана последний гурхан монголов Джамуха был казнён...

После курултая Чингисхан сделал все возможное чтобы добить своих врагов и приобрести союзников: на хана найманов Буюрука он послал Субэдэй  -  багатура. Найманы были разбиты, но его брату, Кучулуку все же удалось уйти с остатками войск. На меркитов хан послал Джебэ, и меркиты были разбиты - хан Тохто-беки был убит. Для покорения хори - туматов был послан нойон Хорчи, но его там взяли в плен. На киргизов и ойратов он посылает своего старшего сына Джучи. Они принимают подданство без сопротивления. Он проводит четкую политику, направленную на объединение племен и уничтожение своих врагов. Но после завоевания всей степи среди единомышленников хана происходит раскол на тех, кто хочет остановить походы, наладить мирную жизнь и тех, кто готов идти до конца, добывать славу и добычу в походах. Первых возглавил Джелмэ,  ближайший сподвижник Чингисхана, который говорил, что наша цель достигнута - мы подвели под себя все племена степи, что теперь можно наладить мирную жизнь. Хан не соглашался с ним, у него были другие цели - завоевания других народов.  Были и те, кто просто не был доволен существующим положением дел. Это порождает смуту в ставке хана - появляется оппозиция в виде шамана (Тэб - Тенгэри), который собирает вокруг себя всех обиженных и недовольных ханом. Из-за ссоры с братом Хасаром, смерти матери Чингисхан на время отходит от дел, занимается охотой. В это время власть прибирает к своим рукам шаман, не боясь столкновения с ханом. Появляется фактически два правителя, это неизбежно вело к конфликту между ханом и шаманом. Тенгэри говорил, что хана наделил властью курултай, а воля курултая выше ханской. Установления для улуса и для хана должны даваться на курултае. Таким образом, шаман хотел урезать власть хана и даже по возможности захватить ее самому. Для Чингисхана сложность заключалась в том, что он привык бороться с обычными людьми, а шаман - это проводник Неба на земле, его нельзя трогать, иначе за это небо покарает (так считали монголы), ведь шамана нельзя было отправить в ссылку как Джелмэ.  Нерешительность хана только подстегнула шамана, и с каждым днем оппозиция набирала силу (наверное, это был единственный случай неуверенности хана). Он часто себе повторял свои слова: "Боишься - не делай, делаешь - не бойся, не делаешь - погибнешь!". Переступая через неуверенность, страх перед небом хан приказывает убить шамана. Таким образом, исчезает последнее напоминание об оппозиции, и Чингисхан становится единовластным правителем.  В том же году хан готовит поход на страну тангутов; сходу захватив ряд городов, монголы вторглись в глубь страны. Нужно было пройти через Алашанский хребет, но его защищало 50 тысяч войнов.  После двухмесячного стояния Чингисхан использует новую тактику - в ожесточенной битве он имитирует разгром монголов, за ним из ущелья бросается войско тангутов  и тут на них нападают  свежие силы. Это приводит к полному разгрому тангутского войска (из войска в живых остается не более 1/5). Затем монголы приступили к осаде столицы государства. Для этого хан приказал разбить плотину и затопить город. Это вынудило императора Ань - цюаня пойти на уступки, он обязался стать должником хана и выплатить огромную дань, отдать в жены Чингисхану свою дочь.

После победы над тангутами Чингисхан готовит поход на Китай. Для этого он посылает караваны под видом торговли, на самом же деле они должны были вести разведку и докладывать о состоянии дел в их стране. Хан ударил по северо-западным округам Китая, разбил высланные войска и захватил западную столицу. В это же время на востоке Елюй Люгэ, предводитель кара - киданей начал войну против цзиньцев. За год войны монголы захватили десятки городов, не проиграв не одного сражения. Войска дошли до реки Хуанхэ, хан попросил воинов испробовать воды из нее и запомнить ее вкус, чтобы вернуться сюда еще раз. Чингисхан не стал брать столицу цзиньцев, потому что, убив императора и уничтожив государство, он этим усилял враждебных соседей. Ему нужно было сохранить баланс сил, но под своим контролем. Для этого он делает китайского императора своим данником. Таким образом, хан решал и вторую проблему - организацию систематической дани в Орду, т. к. при полностью разрушенном государстве дань получать было бы невозможно. В этих действиях прослеживается дальновидность хана. Здесь же можно выделить методы руководства подданными - он не ослаблял своих противников полностью, если они могут платить дань, за исключением тех случаев, когда уничтожение врагов жизненно необходимо. Методы управления построены на четкой вертикали сверху - вниз, жесткая иерархия и дисциплина - основные принципы руководства, как во время войны, так и в мирное время. Его методы можно безусловно назвать авторитарными. Он пресекал любые смуты и ссоры между родственниками, военачальниками, даже между воинами. Он говорил, что любая ссора между нами ослабляет нас перед врагом. К методам управления я бы отнес способность Чингисхана найти местоприменение каждому. После победы над врагом он переманивал талантливых людей, которые могли бы вести хозяйство, делать подсчеты имущества и другие полезные функции для нарождающегося монгольского государства, таким образом,  разрасталась бюрократия. Административными функциями он наделял людей, знающих свое дело.    

После победы над цзиньцами он уничтожает остатки убегающих меркитов,  гурхана Кучулука с его оставшимися найманами.  Можно подробным образом описывать походы, но это займет тома. Я бы хотел акцентировать внимание на взаимоотношениях Чингисхана с родными. У хана было четыре сына от Бортэ (Джучи, Чагатай, Угедей, Тулуй), я уже упоминал о его взаимоотношениях с Джучи. Неуверенность в том, его ли сын Джучи, прошла через всю жизнь. Когда дети уже повзрослели, когда Чингисхан уже завоевал множество государств, перед ним стал вопрос - кто же наследник. Джучи был старшим в роду, но хана не покидало сомнение в том, его ли кровь будет руководить улусом. Тогда он находит выход в том, что приглашает сыновей к себе и просит им самим назвать достойного на ханский престол. Джучи в силу своей уступчивости называет наследником Угедея, его поддерживают и другие братья.  В отношениях с отцом Джучи в некоторой степени боялся его и часто чувствовал себя неуверенным при отце. Он отличался по характеру и от братьев, и от отца своим миролюбием и милосердием к врагам - это служило источником конфликтов между отцом и сыном.  Чингис говорил, что жалости к врагам не может быть, что только страхом мы можем пробудить в народах покорность. Например, во время похода на государство Хорезмшахов приказ хана гласил, что города надо уничтожать, а пленных уводить в рабство. Джучи же хотел сохранить города и подвести горожан к сдаче мирным путем. Это порождало настороженность со стороны отца, который говорил, что мягкосердечный правитель и достойное правление не совместимы. Отец направляет в армию Джучи, которая захватывает определенную территорию и города, строгого и талантливого военачальника Джэбэ для того, чтобы он взял руководство армией сына. Эти и другие факты, конечно, наносят негативный отпечаток на взаимоотношения с отцом. В это же время на сына Чингисхану наговаривают недоброжелатели (некоторые жены, желающие продвинуть вперед своих сыновей). Через некоторое время Джучи отравят. Многие историки спорят по поводу того - виновен ли хан в смерти своего сына. Я не решусь дать однозначного ответа по этому поводу.

В отношении своих полководцев Чингисхан был строг за нерадивость, взыскивал за трусость и не щадил за предательство, но для талантливых и преданных полководцев он ничего не жалел, порой обделяя себя, и вообще, сам он не любил роскошь, но щедро одаривал верных ему людей. Даже Джамуха еще в молодости замечал, что его анда равнодушен к роскоши, но имеет страсть к людям, талантливым и верным. Однажды Джамуха попросил у своего анды  к себе в нукеры Мухали, приближенного Темуджина. На это Темуджин ответил отказом, сказав, что его человек стоит тумена. Чингисхан ценил людей, он умел оценивать по достоинству людей, и это дало результат - он собрал вокруг себя талантливейших людей того времени и с ними был непобедим.

В отношении захвата государства Хорезмшахов (и не только в отношении его) нужно отметить тот факт, что Чингисхан всегда умел найти слабое звено у своих врагов и умело им пользовался. В государстве Хорезмшахов не стихали смуты между народами: это было государство с полиэтнической основой, туда входили туркмены, персы, гурцы, кипчаки (половцы) и другие племена и народности. Между ними не было единства, и этим воспользовался хан. Свою роль сыграла  деятельность предводителя,  хорезмшаха Мухаммеда, который постоянно враждовал с матерью и настроил против себя своей жестокостью элиту государства, были недовольны и духовные лидеры государства, так как неудачный поход на халифа багдадского раздражал их. Все это привело к печальному результату: гибели государства. В 1220  году войска Джебэ и Субэдэй - багатура были посланы ханом для преследования бежавшего Мухаммеда, они прошли через Персию, Кавказ (разбили аланов, кипчаков) и южную Россию (битва на Калке) и оттуда вернулись через Среднюю Азию. В 1225 году Чингисхан, разделив земли покоренных народов между сыновьями на улусы, вернулся в Монголию.  В 1226 году он предпринимает поход на страну тангутов, где и умер. 

Какой вывод можно сделать из раздела посвященного формированию личности Чингисхана? Считаю, что только один - этим разделом не охватишь всей многогранности жизни человека, а великой личности тем более.

II раздел
Таланты Чингисхана как политического деятеля.

В разделе, посвященном талантам и способностям Чингиса как политического деятеля, я освещу узловые моменты его личности, с помощью которых он вершил историю как лидер глобального масштаба. Чингисхан очень интересен тем, что он сочетал в себе конгломерат талантов, которые помогали ему "поднять" общество, с одной стороны, не нарушая традиции народа, с другой, изменяя в корне представления монголов об их роли в мировой истории. Эти же таланты служат одной из сторон в моей аргументации, доказывающей, что он был лидером глобального масштаба. Многие его таланты просто необходимы для того, кто претендует на роль лидера мирового масштаба в истинном смысле этого слова.

Чингисхан обладал талантом видеть и чувствовать талантливых людей и находить им место и применение в своем окружении. Эта черта шла вопреки монгольским традициям, где у власти стояла только степная аристократия по крови (т.е. по древности рода). Его полководцы, покорившие затем мир, не были знатными людьми из степной аристократии - это были талантливые и преданные воины, которые при помощи своих талантов сумели пробиться наверх. Например, Субэдэй, его полководец, был сыном кузнеца, другой сподвижник, Джебэ, был простым воином, перешедшим к Чингисхану. Я считаю, что талант видеть нужных людей и приближать их в свое окружение был одним из важнейших в характера Темуджина. Главным критерием в отборе людей для Чингисхана была верность и храбрость. Это две основные добродетели, по его мнению, которые закладывают основу для идеального взаимоотношения  по линии руководство - подчинение. Еще свом сыновьям Чингисхан говорил, что в верности друг другу и неустрашимости перед врагом - их сила, которую невозможно сломить. На примере стрел он показал сыновьям, что значит единая сила: когда его сыновья ломали стрелы по одной, но ни один из них по требованию отца не смог сломать пучок стрел.

Про полководческие таланты Чингисхана исписаны книги, я бы хотел акцентировать  внимание читателя на некоторых узловых моментах военного гения Чингисхана: организация армии, стратегия и тактика войны. Он был, безусловно, новатором в этих сферах. Если говорить об организации армии, то хочется прежде отметить то, что Чингисхан поставил в основу своей армии жесткую дисциплину и четкую иерархию. Это были одни из основных факторов успеха Чингисхана в битвах. Он сумел искоренить в своей армии привычку при первой же возможности бросаться на грабеж добычи. Рядовым войнам было внушено, что после победы добыча будет справедливо поделена между воинами, конечно же, здесь большую роль играл страх наказания за ослушание. Например, перед битвой против меркитов и их союзников во главе с Джамухой Чингисхан сказал своим воинам: «Если будет успех, то не гнаться за добычей, по окончанию же всего дела разделить ее поровну. В случае, если бы был сначала неуспех, который заставит отойти в исходное положение, то ратники должны снова и снова атаковать; тому, кто, отступив, уклонится от повторной атаки, отрубить голову».

Чингисхан сумел четко организовать армию. Теперь армия представляла собой единый организм, где каждый знал свое место, и все это было спаяно железной дисциплиной. Некоторые считают, что именно с него началось деление армии на знаменитые тумены (десять тысяч воинов), тысячи, сотни, десятки, объединенные семьями и родами. Однако нет; ещё до него существовало это деление, Чингисхан просто сумел четко иерархизировать эту систему с жесткой вертикалью сверху вниз. Он смог наладить хорошую связь со всеми частями своей армии с помощью специальных мер, направленных на создание группы связных, функцией которых было доставлять приказы хана по всем отрядам. Впоследствии эту систему оповещения он перенес на всю империю с помощью так называемых ямов (о них я скажу позже). Хан осознавал особую важность того, чтобы в армии был сильный дух. Он уже давно понял, что сила армии не в ее количестве, а в силе духа его воинов и старался ее всячески укреплять. Чингисхан уделял внимание возможности деморализовать ряды противников. Например, на стены городов он бросал в первую очередь перебежчиков или быстрым маршем наводил панику в ряды противников, сильную роль в деморализации играл факт, что Чингисхан не потерпел ни одного поражения (постоянные поражения приводили к неуверенности в себе противников хана). Особо хочется отметить его меру по созданию ханской гвардии (кишиктенов). Это был важнейший шаг не только в организации армии, но и в смысле формы взаимоотношения между ханом и знатью. Дело в том, что Чингисхан формировал гвардию из сыновей аристократов, убивая этой мерой двух зайцев: во-первых, теперь о сепаратизме некоторых аристократов уже не могло быть и речи, во-вторых, кишиктены становились не только железной охраной, но и ядром будущей великой армии. В этом я вижу дальновидность Чингисхана, который находился в период своего восхождения в очень зыбком положении и сумел преодолеть не только сепаратистские устремления знати, но и сформировать перспективу для дальнейшего укрепления своей власти. Замечательная способность Чингисхана - учиться у других и на их ошибках. Он сумел передать эту способность своим полководцам. Например, при захвате Китая все самые лучшие военные достижения китайцев монголы смогли перенять - строить осадные орудия, с помощью них захватывать города, прочие достижения.

В отношении тактики и стратегии войны Чингисхана необходимо отметить следующее - армия монголов прежде чем начинать военную компанию тщательно вела сбор данных через разведку о состоянии дел в стане противника, при Чингисхане эта практика осуществлялась масштабно. Второе, что необходимо отметить - это то, что он до последнего пытался внести раскол в стан противника, и ему это часто удавалось. Впоследствии его полководцы будут использовать этот метод. Например, в войне с государством Хорезмшахов, когда в одной из битв полководец Чингисхана, Шихи-Хутаг проиграл битву сыну царя Хорезма, Джалал ад-Дину, возглавлявшего кипчаков и туркменов,  Чингисхан не наказал своего полководца, он лишь сказал, что пусть этот проигрыш будет уроком всем остальным, и двинулся сам на врага, путем подкупов и интриг сумел внести разлад в ряды противника и легко победил остатки войск. И таких примеров можно приводить множество. Например, во время похода через Кавказ Джебэ и Субэдэй - багатура, они натолкнулись на объединенное войско аланов и кипчаков. Путем подкупов они смогли внести раскол между ними, а затем поодиночке добили каждого.  Чингисхан, безусловно, во всех своих военных операциях руководствовался хитростью, и где только предоставлялась возможность, он пытался ввести врага в заблуждение. Про Ганнибала говорили, что он знает, как добыть победу, но не знает, как ее использовать. Про Чингисхана же могу сказать, что он не только знал, как добыть победу, но и как ее блестяще использовать.

Чингисхан обладал не только военными, но и немалыми административными талантами в деле формирования единого монгольского государства. Для сплочения племен в единое целое, прежде всего, необходимо было наладить постоянную сеть сообщений, существовала также угроза со стороны соседних государств, т.е. обстановка, в которой возникло новое монгольское государство, была крайне неблагоприятной и необходимость защиты центральной власти диктовала свои условия. В этих условиях Чингисхан проводит ряд мероприятий, призванных улучшить эффективность управления. Особенно важно отметить - формирование в государстве системы конных курьеров, которые должны были обеспечить доставку в народ его приказов. Это получило свое развитие в целой сети учреждений-«ямов» (ямских станций), которые являлись этапами для получения и дальнейшей передачи почты, препровождении курьеров с особо важной информацией. Данная сеть сообщений позже стала огромным государственным учреждением, которое помогало развитию торговли в империи. Эта система исключила разбойничество на торговых путях, так как управляющий каждым «ямом» должен был следить за порядком на вверенной ему территории. Подобными мерами Чингисхан обеспечил связь со всеми районами своего государства.

Марко Поло пишет, что для Чингисхана в отношении с подвластными племенами было характерно то, что "завоевывая какую - либо область, он не обижал населения, не нарушал его прав собственности, а только сажал среди них нескольких своих людей, уходя с остальными на дальнейшие завоевания. И когда люди покоренной страны убеждались, что он надежно защищает их от всех соседей и что они не терпят никакого зла под его властью, а также когда они видели его благородство как государя, они тогда становились преданными ему телом и душой и из бывших врагов становились его преданными слугами". С этим утверждением считаю необходимым поспорить. Я думаю, что не нужно идеализировать Чингисхана. Это жестокий правитель и в этом трудно сомневаться, об этом свидетельствует множество фактов завоевания других народов, когда вырезалось практически все мужское население, кроме ремесленников, которых отправляли  на работы в Каракорум, а женщин и детей уводили в рабство. После таких мер население ненавидело и боялось монголов, и эта ненависть передавалась из поколения в поколение. Но гениальность Чингисхана как великого администратора заключалась именно в том, что он сумел не только удержать подвластные народы, но и укрепить государство, задав динамику относительно гармоничного развития государства на долгое будущее. Например, империя Александра Македонского распалась сразу после смерти полководца и даже во время его правления она не представляла единого органического целого и готова была вот-вот рухнуть, тогда как империя Чингисхана существовала после его смерти несколько веков и очень сильно повлияла на ход мирового процесса. О чем это говорит? На мой взгляд, это говорит об огромных организаторских талантах Чингисхана. Я придерживаюсь той точки зрения, которая говорит, что ни одна империя, основанная на завоеваниях, не сможет долго просуществовать. Но в чем заключается уникальность Чингисхана - так это в том, что он сумел задать импульс развития государства на многие поколения вперед.

Еще одна его очень примечательная способность - способность идеологизировать народ, т.е. способность внушить народу идею владычества над миром. Эта черта ярко характеризует Чингисхана как лидера, который мог донести свои идеи до масс, и двинуть народ на осуществление своих замыслов - всемирного господства. Это черта не просто лидера, а лидера глобального масштаба. Процесс этот заключается в том, что лидер имеет четкую иерархию ценностей, т.е. это сложившаяся личность, которая выставляет перед собой цели, ими лидер заражает сначала окружающих его людей, затем он переносит цель на более качественный уровень, т.е. создается некая идеологема. Ее он внушает народу, народ, объединенный одной идей - потрясающая сила, которая уже способна вершить историю.

  Следующей особенной способностью, которую я выделил у Чингисхана, была способность быть близким духу народа и его представлениям. Что я имею в виду? Монгольское общество в период жизни нашего героя было глубоко традиционным, т.е. оно сильно чтило традиции, которые принизывали всю жизнь монголов. В период разобщенности, когда еще Темуджин боролся за власть, в народе существовала идея на уровне мифологемы об объединителе всех монголов, идеальном правителе, при котором не будет разобщенности и вражды. Еще до Темуджина объединителем монголов был его дед, хан Хабул. Правление Хабула послужило формированиям представлений о едином хане для всех племен. И когда союз под руководством Хабула был разбит, в обществе осталась память о хане - благодетеле, объединителе монголов. Активная деятельность Чингисхана по объединению племен соответствовала чаяниям многих людей, которые хотели жить в стабильной степи без многочисленных  набегов, бесчисленных войн между родственными племенами. В обществе появился своеобразный запрос на лидера - и он нашел свое отражение в появлении нового лидера, чуткого к настроениям и чаяниям народа. Еще Макиавелли говорил о лидере следующее - судьба предоставила ему (т.е. лидеру) шанс, и он воспользовался им, проявив недюжинную волю. Чингисхан обладал способностью не только волевого использования всех возможностей в борьбе за осуществление своих идей, но и способностью улавливать настроения народа, понимать и видеть себя в единстве с ним. Чингис всегда старался быть справедливым со своими подданными в контексте представлений о справедливости в степи. Например, в отношении своих противников, если они не предавали никого - ни своих покровителей, ни Чингисхана, - а приходили к нему и честно заявляли о своей верности, не боясь умереть, то он не только миловал их, но и делал своими ближайшими помощниками. Так случилось, например, во время боя с тайчиутами, когда Чингис одержал победу. После боя к нему пришел воин из вражеского стана по имени Джиргоадай и сказал Темуджину: "Если ты повелишь убить меня, то только замараешь клочок земли не больше ладони, а коли оставишь меня живым, то я поусердствую тебе: глубокую воду остановлю и крепкие камни разобью на куски!" Темуджин ответил: «Когда враг убивает человека, то он обыкновенно таит и не высказывает этого; ты же теперь не утаил от меня; будь же моим сподвижником!» Этот воин получил прозвище Джэбэ (стрела), он стал одним из самых талантливых полководцев Чингисхана. Такими поступками Темуджин завоевывал не только доверие как великодушного правителя, но приближал к себе действительно талантливых людей не всегда знатного происхождения. Это яркий пример способности Чингисхана быть близким духу народа, его представлениям.

В монгольском обществе были сильны представления о справедливости и чести. И он прекрасно выражал представления народа. Когда Темуджин стал ханом, провозглашенным родственниками, его положение все же было ненадежным. И в это нестабильное время нукер Темуджина убивает брата Джамухи (анды) Тайчара, когда тот пытался отогнать табун в одном из куреней хана. Джамуха потребовал мести за смерть брата - иначе война. На совете со своими нойонами Темуджин слушает мнения своих родственников, которые высказываются за выдачу убийцы. Темуджин же говорит, что нукер делал то, что должен был делать каждый на его месте, а именно убивать грабителей. «Если мы выдадим его, то поступимся честью». И за своего верного нукера он сражается с объединенными силами тайчиутов и джаджиратов в ущелье Дзеренов, где и выигрывает битву. Такие поступки, направленные на справедливость, не могут не привлекать людей чести, и к нему они шли непрерывно.

Чингисхан был очень смелой личностью. Об этом говорит множество фактов его личной биографии. Например, во время одинокой жизни в степи, когда семья Темуджина всеми брошенная, кочевала, на нее напали воры и угнали практически всех лошадей. Темуджин один бросился в погоню за ворами. Два дня преследовал, без еды и воды, и уже был на грани физических сил, когда встретил юрту Боорчу (впоследствии он будет приближенным хана), в нем он нашел верного соратника в беде. Вдвоем они напали на курень, в который ушли воры, отогнали своих лошадей, отбились от врагов и вернулись домой. Сказанное выше можно охарактеризовать как свого рода отчаянный поступок Темуджина, наполненный отвагой. Еще один замечательный момент из биографии - это когда он вместе со своими молодыми друзьями Боорчу и Джелмэ напал на главный курень тайчиутов, курень Таргудая - Кирилтуха (главного врага Темуджина), захватил в плен его сына Улдая. Таких моментов можно перечислить множество. Знаменитым выражением Чингисхана было: "Боишься - не делай, делаешь - не бойся". Уже этим все сказано.

Подводя итог описанию в этой главе способностей и талантов Чингисхана, необходимо отметить, что, вообще, для кочевой жизни монголов характерно то, что военные таланты лидера играют превалирующую роль. Это связано с тем, что тогда шли бесчисленные войны не только  между родственными племенами, но и с другими соседними государствами. Это требовало немалых напряжений племени и, конечно, полководческие таланты были на первом месте, чтобы противостоять врагам и по возможности обогатиться за счет других. Чингисхан владел в совершенстве полководческими талантами. С другой стороны, для кочевых народов сторона жизни, связанная с управлением (т.е. административная сфера), не была очень важна. Но ввиду деятельности Чингисхана, победоносных войн, завоевание других народов империя увеличивалась в разы, поэтому необходимо было создать систему эффективного управления столь большой империей, и ему пришлось обратить внимание на административную сферу, где он себя блестяще проявил, создав государство с управлением, которое было для того времени передовым. Итогом перестройки структуры управления было улучшение политической организации монгольского общества.

Таланты человека, как известно, делятся на те, что даны от рождения и приобретенные в ходе социализации. Истоки и движущие причины талантов Чингисхана, на сколько это было в моих силах, я раскрыл в главе, посвященной жизни великого полководца. 

III раздел
Чингисхан как лидер мирового масштаба

Осмысливая феномен политического лидерства личности Чингисхана, хочется отметить, что на общетеоретическом уровне для лидера, чтобы стать субъектом политики, а тем более влиять на ход человеческой истории (т.е. глобальное лидерство), необходимо пройти обязательно три стадии (в этом отношении я разделяю точку зрения Блонделя на лидерство). Первую стадию можно назвать диагностической, когда лидеру нужно поставить диагноз существующей действительности. Лидер не будет лидером, если  он не может поставить диагноз существующему положению дел, а уже исходя из этого, можно перейти ко второй стадии, которую можно условно назвать предписывающей, т.е. лидер строит планы для реализации своих целей, вытекающих логично из диагноза. И, наконец, третья стадия - это стадия мобилизующая, т.е. когда лидер мобилизует людей на выполнение поставленных им целей. Я думаю, что теория и практика блестяще совместились в деятельности Чингисхана. Он сумел четко поставить диагноз той действительности, которая была в монгольских степях не только во взаимоотношениях между племенами, но и понять сущность проблем, стоявших перед разрозненным монгольским этносом. Безусловно, Чингисхан имел четко осмысленный план реализации своих замыслов.  Еще в детстве, когда мать Оулэн рассказывала о его великом деде Хабуле, Чингисхан (Темуджин) имел образ идеального хана - объединителя монголов. Хабул сумел на некоторое время объединить северные племена в государство («Хамаг монгол улус»), которое могло в перспективе стать всемонгольским государством, но при помощи интриг китайцам и их сторонникам в степях - татарам - удалось разбить это объединение. Именно в детстве, я полагаю, были заложены основы для последующего построения великих целей, среди которых были - объединение всех монголов в одно государство под его руководством, затем создание Всемирной империи, где его девятихвостое родовое знамя простиралось над народами. В стадии мобилизации Чингисхан проявил себя как лидер глобального масштаба, сумевшего мобилизовать весь монгольский народ на выполнение его целей. Впоследствии он сумел мобилизовать и все подвластные народы для его целей, когда из Китая, из Среднеазиатских государств и др. стекались потоки средств на создание его Великой империи со столицей в Каракоруме. Он сумел внушить своему народу идею всемирного владычества. Если сделать некий вывод из сказанного, то можно сказать, что Чингисхан прошел стадии лидерства блестяще, став активным субъектом мирового политического процесса.

 К какому типу лидера относится Чингисхан?

Существует множество классификаций лидерства, мы попытаемся ответить - к какому типу лидера относится Чингисхан. Во - первых, Чингис - харизматический лидер. С точки зрения Вебера такому лидеру ничего не нужно доказывать, у него своя "внутренняя миссия". Под харизмой Вебер имеет в виду качество личности, которое признается необычайным и благодаря которому она оценивается как одаренная особыми специфическими свойствами, недоступными другим. В центре поведенческого подхода лежит категория стиля лидерства или руководства. Обобщением итогов исследования можно считать признание трех основных стилей лидерства: автократического (где ориентация делается на цель группы), демократического (где ориентация делается на цель последователей), либерального (где ориентация делается на последователей). С этой точки зрения Чингисхана нужно отнести к автократическому лидеру (считаю нецелесообразным приводить доказательства). В теории Блонделя существует три типа лидера широкомасштабных изменений по типологии потенциального влияния лидера: "идеолог", "реформатор", "новатор". Здесь мне кажется трудным отнести Чингисхана четко к определенному типу, так как его можно отнести к любому в равной степени. Не вдаваясь в тонкости теории Блонделя, я считаю, что о нём в равной степени можно говорить  и как о лидере "идеологе", как о "реформаторе", так и о лидере "новаторе". Я не буду затрагивать другие виды классификаций, потому что, на мой взгляд, перечисленные виды - ключевые.

Заключение

В начале своего исследования я поставил перед собой цель проанализировать жизнь Чингисхана и ответить на вопрос - является ли он лидером в глобальном масштабе.  В ходе своего исследования я ответил на этот вопрос.  Да, безусловно, - это лидер мирового масштаба.  Люди приходят на Землю творить, созидать или разрушать, они сменяют друг друга бесконечной чередой. Большинство приходит в мир, не оставив после себя даже и следа, но есть те, чьи деяния сотрясали историю народов. Кто они - вершители судеб человеческих? Это те имена, которые не забудут и через века, через многие поколения. Это лидеры, личности глобального масштаба, которые живут своей идеей,  ради этой идеи они готовы идти до конца, двигать народы на завоевания, погибнуть за нее. Зачем они приходят, зачем из - за  них исчезают города, гибнут народы, рождаются новые государства? Возможно, кто-то ответит: это божественное провидение, которое посылает человечеству новые испытания, преодолев которые можно вознестись на более высокую ступень развития человечества. Я не буду давать оценочные суждения по поводу их деяний, но факт остается фактом, их имена вписаны в книгу истории с большой буквы, их жизнь потрясала сознание современников.

Думаю - к моим словам можно добавить многое. Работа по этой личности еще не закончена и будет продолжаться. В своей работе я постарался осветить все узловые моменты жизни Чингисхана, дать анализ истокам его воззрений. Конечно, моя работа не может охватить все аспекты личности, но я и не ставил перед собой такую цель - это уже на суд читателю. О такой личности можно исписать тома книг, я же стремился понять эту личность в аспекте лидера.

Очень долго люди спорят над тем, что двигает историю. Существовало множество мнений по этому поводу. Можно сказать, что историю вершат великие личности. В этом смысле влияние Чингисхана на мировую историю трудно переоценить, наверное, возникает даже опасность недооценить. Пусть даже его заслуга будет не в том, что он сумел объединить разрозненные монгольские племена в единое государство, пусть даже не в том, что ему удалось создать четкую управленческую иерархию (хотя, конечно, и эти моменты достойны внимания). Пусть его заслуга будет в том, что он своим словом, некой идеей мог двигать сотнями тысяч людей, направляя их на новые и новые завоевания. Сильное государство само по себе еще ничего не обозначает, совсем другое дело это огромные массы людей, крушащих большие и малые империи и создающих новые. Не в нашей власти оценить ту роль, которую играли завоевания Чингисхана и его потомков, мы лишь можем преклоняться перед гением человека, который мог сплотить эти миллионы в единое целое и образовать империю, каких не знало еще человечество.

Список используемой литературы:

1)                 Гумилев Л.Н. Поколение ветеранов. Альманах "Арабески истории", серия 2. Издательство "Ди-Дик", 1995.
2)                 Калашников И.К. Жестокий век. М., Современник, 1991.
3)                 Марко Поло. Фрагменты из книги. Альманах "Арабески истории", серия 3. Издательство "Ди-Дик", 1994.
4)                 Сайшиял. Сказание о Чингисхане. Историко-биографическая хроника. Улан-Удэ, Издательство Республиканская типография, 2006.
5)                 Хара - Даван Э. Чингисхан как полководец и его наследие. Альманах "Арабески истории", серия 3. Издательство "Ди-Дик", 1994.
6)                 Хенниг Р. Путешествие в Китай Марко Поло. Альманах "Арабески истории", серия 4. Издательство "Ди-Дик", 1995.
7)                 Хенниг Р.  Путешествие Чан Чуня по Центральной Азии. Альманах "Арабески истории", серия 3. Издательство "Ди-Дик", 1995.
8)                 Ян В.Г. К «последнему морю». Иркутск, Восточно-сибирское книжное издательство, 1988.
9)                 Ян В.Г. Чингисхан. Иркутск, Восточно-сибирское книжное издательство, 1988.

 
Свежие публикации

Top!