Вторник, 21 Ноябрь 2017
ПЕРВЫЙ В РОССИИ САЙТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
 

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ


Дискуссионная трибуна
Мировая политика в лицах
Лидерство в мировой политике
Геополитические доктрины
 
Материалы
Библиотека
Сравнительная политология
Теория Мирового Политического Процесса
Работы студентов и аспирантов
 
Поиск по сайту
Авторизация





Забыли пароль?
Статистика
посетителей: 1295048
Геополитика Японии Версия для печати Отправить на e-mail
Суббота, 05 Март 2011
Антонина Халеева, 
Анастасия Иванова, 
Елена Ивченко, 
Анна Кочурова, 
Александра Старостина, 
Ирина Суховеева, 
Марина Цветкова,
Марина Шкапина

Современное положение Японии, ее политическая роль в мире совершенно не соответствуют достигнутой экономической мощи Страны восходящего солнца. В середине XXI в. политические условия, навязанные Японии США после поражения в войне 1941–1945 гг., а также настороженное отношение к ней политических лидеров и народов стран, оккупированных милитаристской Японией в 1935–1945 гг., значительно ограничивают ее свободу в выработке внешней политики, в выборе геополитического пути. Это касается и геостратегических отношений с ближайшими соседями, включая Россию. 

До второй мировой войны Япония была страной с преимущественно молодым населением. В последние десятилетия острой проблемой становится «старение» как следствие снижения рождаемости и роста самой высокой в мире средней продолжительности жизни: 76 лет — для мужчин; 82 года — для женщин. Наиболее активную часть трудоспособного населения во второй половине 90-х гг. XX в. составляла возрастная группа от 55 до 65 лет. Это произошло как за счет того, что был увеличен предельный возраст работников на фирмах с 55 до 60 лет, так и потому, что были открыты различные возможности трудиться пожилым японцам. Свыше 3/4 населения страны — горожане. Больше половины из них сосредоточено в трех крупных мегаполисах: Токио (11,7 млн. человек), Осаке (8,7 млн. человек), Нагое (6,8 млн. человек).

 

Влияние идеологии на геополитическую стратегию Японии
После поражения Японии во Второй Мировой войне потерпела крах идеология силовой экспансии. На рубеже XX – XXI вв. мировое сообщество стало свидетелем ренессанса японского национализма, когда в связи с окончанием «холодной войны» США отпустили Японию в «свободное плавание». В целях «выживания» нации в XXI веке властью и обществом востребована идеология национализма. Опираясь на неё, Японии реализуют в целом успешную модель национального развития. Япония – пример государства, доказавшего возможность стабильного существования нации с гомогенной национальной идентичностью. Правящие круги Японии нацелены на поддержание у граждан веры в превосходство японской нации и государства, на распространение националистической идеологии, прежде всего, среди молодежи. С этой целью уже сформирована сеть организаций поддержки идеологии по всей стране.
 
В японском языке нет понятия «национализм», а для обозначения используется «народность» («минзокусюги»), имеющее положительное значение.
 
Японский национализм стартовал одновременно со становлением государства, и нация всегда была инкорпорирована в понятие государства, никогда не существовала независимо от него.
 
Националистическая идея как политическая доктрина имеет три опорные точки:
  1. японская нация обладает ярко выраженной уникальностью и особым характером;
  2. интересы и ценности японской нации обладают приоритетом перед всеми остальными интересами и ценностями;
  3. японская нация должна быть независимой, насколько это возможно в каждый исторический момент.
Выделяются следующие особенности государственного национализма Японии:
  1. государственнический характер идеологии и политические цели ее реализации. Механизмы консолидации власти направлены на установление государственного контроля над всеми сторонами жизни общества;
  2. государственный национализм в Японии ориентирован на мобилизацию нации, на борьбу с внешней угрозой;
  3. национализм в Японии одновременно отражает основные доктрины национального поведения страны в системе международных отношений: «оборонительную», «осторожного сближения с другими нациями», «просвещенного международного лидерства», «радикализации» (обострения конфликта);
  4. в истории Японии национализм развивался как авторитарный императорский;
  5. нация всегда существовала в условиях страха перед внешними вызовами, что находило свое выражение в оборонительном национализме и защитном патриотизме.
Ведущим организационным принципом Японии является принцип места. Людей объединяет в группы единство места действия, единство организационных рамок (семья, община, компания, государство, нация), представление о себе как части, острая потребность в ориентации на зависимость, благожелательное отношение к духу зависимости. Сильный проявляет терпимость к слабому, защищает его, не требуя взаимных обязательств, представления, что старший, более сильный партнер, должен с уважением относится к интересам младшего. Стратегия кризиса – «ничего не делая, добьешься наивысшего добра» - неравноправие, зависимость Японии от внешнеполитической стратегии США. Реакцией на такое положение является всплеск национализма, который наблюдается в настоящее время.
 
По представлениям японцев никто не может служить двум хозяевам, поэтому, выбирая между великими державами, Япония предпочитает ориентироваться на США и имеет гораздо более прохладные связи с Китаем и Россией.
 
Идеология Японии на международной арене проявляется в концепции «азияцентризма». Данная концепция предусматривает географическое ограничение активности Японии пространством АТР при исключительной концентрации на нем. Пространство АТР согласно этой модели организуется японскими геостратегами в виде концентрических кругов. Первый из них образует территория собственно метрополии, защита которой является жизненным интересом страны. Второй круг образуют побережье континентального Китая, Корейский полуостров, Приморье, Сахалин. Третий круг формируют территории государств АСЕАН и Индокитай, а также океанические акватории от побережья Индии до Гавайских островов.
 
В XXI веке Япония видит свое историческое предназначение в том, чтобы воспрепятствовать приходу в японское общество новых глобальных сил с чуждыми японцам идеологиями, способными, по их мнению, только разрушить единство нации и её уникальность.
 
Положение Японии в международных организациях
Япония входит в состав следующих международных организаций: АБР, АБР (nonregional членов), АТЭС, APT, АРФ, АСЕАН (партнер по диалогу), Австралийская группа, БМР, CE (наблюдатель), ЦЕРН (наблюдатель), CP, EAS, ЕБРР и ФАО, G-20 , G-5, G-7, G-8, G-10, Межамериканский банк развития, МАГАТЭ, МБРР, ИКАО, МТП, ICCt, ICRM, МАР, МЭА, МФСР, МФК, IFRCS, МГО, МОТ, МВФ, ИМО, ИМСО , ИНТЕРПОЛ, МОК, МОМ, МС ИСО, МОСС, МСЭ, МКП, ЛАИ, МАГИ, АЯЭ, ГЯП, ОАГ (наблюдатель), ОЭСР, ОЗХО, ОБСЕ (партнер), Парижский клуб, PCA, PIF (партнеров), СААРК (наблюдатель), ИСЮВЕ (наблюдатель), ООН, ЮНКТАД, СООННР, ЮНЕСКО, УВКБ, ЮНИДО, ЮНИТАР, БАПОР, ЮНВТО, ВПС, ВКТ, ВТО, ВФП, ВОЗ, ВОИС, ВМО, ВТО, ZC.1 В такой организации как Международный Валютный Фонд Япония занимает достаточно высокое место, так как экономика - наиболее развитая сторона данной страны. Например, в 2009 году Япония одолжила МВФ 100 млрд. Подобный заем составил 31% от общего размера квот всех стран-членов МВФ. Кроме того, Япония выделила 1 млрд. на помощь развивающимся странам в борьбе с кризисом. В последние годы Япония стала не только экономически мощной державой мира, но и крупнейшим мировым кредитором и одним из основных спонсоров международных организаций и программ. 
 
Если говорить о сотрудничестве Японии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, то следует отметить, что концепции взаимодействия с государствами данного региона существуют в Японии на протяжении длительного времени. Например, доктрина Ёсида, согласно которой основой геополитической стратегии страны стало сочетание совместного доминирования в военно-политической сфере с США и лидирующего положения Японии в экономической сфере в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Япония с 60-х годов в свои геополитические цели включала создание АТР как подсистемы мировой экономики. В этой подсистеме лидирующая роль, по различным японским доктринам, принадлежала именно Японии. В последние десятилетия, когда быстрый экономический рост превратил Китай в лидера не только в АТР, но и во всем мире, Япония пересмотрела свою концепцию. Она не отказалась от места лидера АТР, объясняя его необходимостью создания противовеса Китаю в АТР. Япония активно участвует во взаимодействии государств этого региона.
 
Например, Япония  оказала существенную поддержку развивающимся странам региона в борьбе с финансовым кризисом, решала проблемы безопасности судоходства, патрулировала вместе с Малайзией, Индонезией, Сингапуром, Южной Кореей и Китаем Малаккский пролив для пресечения деятельности пиратов. Таким образом, для Японии Азиатско–Тихоокеанский регион всегда входил в сферу стратегических интересов.
 
Наибольший успех Япония имеет в экономических международных организациях, таких как Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Тихоокеанский экономический совет (ТЭС), Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС). Так в АТЭС Япония стремится к либерализации торговли и инвестиций, развитию многосторонней торговли в рамках ВТО и распространению в АТР соглашений о многосторонней торговле, принятых в ВТО. Таким образом, Япония стремится перенести западные механизмы ведения торговли в АТР, что содействовало бы упрощению и увеличению торгового сотрудничества со странами данного региона. В рамках АТЭС обсуждается создание зоны свободной торговли между странами данной организации, что позволит этим странам создать региональный торговый союз подобный Евросоюзу. Япония в подобном союзе заняла бы одно из лидирующих мест, как обладательница крупнейшей наукоемкой экономики. «АТЭС должен содействовать формированию АТЗСТ, продолжая реализовывать и развивать свою работу в области отраслевых инициатив на таких направлениях, как инвестирование, сфера услуг, электронная торговля, правила определения страны происхождения товара, стандарты и соответствие, облегчение условий торговли и экологические товары и услуги», - утверждается в итоговой декларации. 
 
Таким образом, во всех экономических организациях Япония играет одну из первых ролей, как страна наиболее развитой экономики, как крупнейший международный инвестор, как крупный экономический игрок, способный влиять на различные экономические процессы во всем мире. 
 
Активно действует Япония и в рамках такой организации как ОБСЕ. Так в ноябре 2010 она выразила готовность содействовать Минской Группе ОБСЕ в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Состоялось несколько армяно-японских политических консультаций, проведен ряд двусторонних встреч о развитии договорно-правового поля, сотрудничества в международных организациях, об экономическом взаимодействии и стимулировании торгово-экономических связей и активизации культурных связей. Следовательно, Япония расширяет сотрудничество в различных сферах, и в первую очередь в экономической. В тоже время Япония весьма обеспокоена интенсивным наращиванием вооруженных сил Китая, о чем она заявила на последнем саммите ОБСЕ в Астане. Определенное беспокойство вызывает у Японии и военная угроза со стороны Северной Кореи. Поэтому Япония для обеспечения своей безопасности и безопасности международного сообщества, как заявил заместитель главы МИДа данной страны, будет расширять сотрудничество с США в области безопасности.2 Япония не может самостоятельно противостоять хорошо оснащенным в военном плане соседям, поэтому она не может стать полноценным лидером, и вынуждена прибегать к помощи более сильных игроков. В тоже время в разрешении небольших локальных конфликтах, как, например, нагорно-карабахском, Япония вполне успешно участвует и при этом старается развивать сотрудничество со странами-партнерами в других сферах. 
 
Таким образом, экономическая мощь данного государства не соответствует ее военному и политическому потенциалу. Поэтому одной из ключевых задач Японии в последние десятилетия стало восстановление симметрии в развитии государства. 
 
Теперь рассмотрим положение Японии в ООН. Япония входит в данную организацию с 1956 года и является непостоянным членом Совета Безопасности ООН. До 2010 года Япония присутствовала в СБ ООН 19 лет. С 2004 года Япония, совместно с Германией, Индией и Бразилией, добивается постоянного членства в СБ ООН. Следует отметить, что у Японии, как у одной из самых развитых стран мира, которая ежегодно вносит масштабные финансовые средства в проекты решения глобальных проблем, в реализацию различных программ ООН и других международных организаций, есть все шансы рассчитывать на одобрение мировым сообществом ее стремления стать постоянным членом СБ ООН.
 
Присутствие в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена дает большие преимущества государству, так как СБ ООН обладает функциями и полномочиями: 
  1. поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами ООН; 
  2. расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям; 
  3. выносить рекомендации относительно мер урегулирования международных споров и условий их разрешения; 
  4. предпринимать военные действия против агрессора; 
  5. осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке3.
И только постоянные члены данной организации имеют право «вето» по этим важнейшим вопросам в международных политических процессах. Если Япония получит статус постоянного члена в СБ ООН, ее политический и военный потенциал значительно возрастет и она выйдет на уровень ведущих мировых игроков (США, Великобритании, Китая , России и Франции) в этих сферах. И для Японии, которая является одной из ведущих стран мира в экономической сфере, увеличение политического и военного влияния ради обеспечения своих интересов – достаточно важный вопрос. 
 
Инициативу Японии по вступлению в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций поддержал в ноябре 2010 года президент США Барак Обама. "Мы считаем, что Япония уже давно является образцом того, как должна выглядеть страна, которую мы хотим видеть в числе постоянных членов СБ ООН", - сказал Б. Обама журналистам после переговоров с премьер-министром Японии Наото Каном. 
 
Негативно на предложение Японии отреагировала КНР. Между Китаем и Японией существуют достаточно сложные отношения. Помня агрессивную политика Японии в начале ХХ века, КНР и КНДР выступают против вступления Японии в СБ ООН, опасаясь увеличения влияния этой страны в военной сфере международных отношений. Но, несмотря на протесты, Япония ведет переговоры и представляет проекты расширения Совета Безопасности ООН. 
 
На протяжении двадцатого века у японцев было множество концепций развития своего государства, практически каждую из них можно назвать успешной. Япония за сравнительно короткий срок превратилась в страну с развитой экономикой и заняла одно из первых мест в мировой экономической системе. Но ее империалистические планы рухнули вместе с падением фашизма в 40-х годах XX столетия. В память о ее намерениях до сих пор еще не отменена 9-я статья конституции Японии, запрещающая ей иметь «средства войны», включая сухопутные, воздушные и морские вооруженные силы. В настоящий момент Япония имеет вооруженные силы всех направлений, но с возможностью их применения только внутри страны. До сих пор мировое сообщество опасается того, что территориально небольшая, но экономически развитая и целеустремленная Япония, получив возможность применять военные силы вне своей страны, сможет представлять собой угрозу безопасности многих странам. Поэтому многие начинания Японии в ее военно-политической деятельности в рамках всевозможных международных организаций гасятся предусмотрительными международными лидерами. Но возможно в будущем Японии удастся убедить мировое сообщество в своих мирных намерениях и стать мощной военной державой. Такой поворот событий усилил бы позиции Японии не только в мировой экономической, но и политической сферах.
 
Отношения Японии и Китая
В настоящее время Япония и Китай готовы оказывать друг другу посильную помощь в решении многих проблем. Отношения между странами нормализовались около 30 лет назад. По словам представителей Японии, это результат усилий обеих сторон. Для дальнейшего мирного сотрудничества необходимо учитывать общий опыт, уроки истории и ранее подписанные документы.
 
Сегодня отношения двух стран регулируют 3 документа: Совместное коммюнике 1979 года, соглашение "о мире и сотрудничестве" 1978 года и Совместная японско-китайская декларация 1998 года. 
 
Формирование японского империализма, стремительная экономическая и военная экспансия на Дальнем Востоке определили два основных направления японской политики:
  • ликвидация неравноправных договоров с западными странами, в геополитике это направление оформилось как азиазизм;
  • экспансия во внешние владения Азии, на которые пока не особенно претендовали другие государства.
В японской геополитике условно выделяют независимое и зависимое от германской геополитики направления. Центром независимых геополитических исследований до Второй мировой войны был Императорский университет в Киото. Глава киотосской школы геополитики – С. Комаки, руководитель первой в стране кафедры географии.
 
Три геополитические доктрины Коноэ Фумимаро:
  1. «Новая структура» во внутренней политике, расформирование всех политических партий, замещение их Императорской ассоциацией правового содействия (одна нация – один император – одна партия).
  2. Создание «Великой Восточно-Азиатской сферы сопроцветания».
  3. 3.    Внешнеполитический курс, ориентированный на союз с Германией и Италией, государствами «оси», против США и Великобритании. 
В мае 2008 года Ху Цзиньтао стал первым китайским президентом, решившим посетить Японию с официальным государственным визитом за последние 10 лет, и призвавшим к усилению сотрудничества двух стран. Совместное соглашение президента Ху и японского премьер-министра Ясуо Фукуды гласит: «Обе страны согласны с тем, что Япония и Китай разделяют большую ответственность за мир во всем мире и развитие в XXI веке». 
 
Китай присоединился к другим китайским странам, таким как Южная Корея, Северная Корея и Сингапур, критикующим японские учебники по истории, которые обеляют военные преступления Японии во время Второй мировой войны, утверждая, что искажения были свидетельством повышения милитаризма в японской политике. Из-за того, что написано в учебниках, в Китае начало расти антияпонское чувство. Это было усиленно растущим чувством китайского национализма и посещением премьер-министра храма Ясукуни, синтоистской святыни, в котором почитаются павшие во время войн, включая 14 военных преступников. Также продолжается спор об островах Сэнкаку, приведший к столкновению китайского и японского правительств. 
 
В апреле 2005 года вспыхнули последние споры, породившие атнияпонские протесты и спорадическое насилие на территории Китая, от Пекина до Шанхая, которые затем перекинулись в Гуанчжоу, Шэньчжэнь и Шэньян. И хотя Коидзуми открыто сказал в заявлении, сделанном 22 апреля 2005 года в Джакарте, о «сильных угрызениях совести» по поводу военных преступлений Японии, многие китайские наблюдатели расценивают его как недостаточное и не являющееся действительно искренним, так как больше 80 членов Парламента и членов Кабинета министров за несколько часов до этого совершили паломничество в храм Ясукуни. 
 
Кроме того, Китай и Япония постоянно спорят по поводу фактического количества погибших в Нанкине (Наньцзин). Китай утверждает, что, по крайней мере, 300000 гражданских лиц были убиты, Япония же спорит, что умерших было гораздо меньше. Поднимаются вопросы о том, а имела ли место Нанкинская резня вообще. Эти споры вызвали вражду со стороны мирового китайского сообщества, включая Тайвань, в отношении Японии. Эти инциденты легли в основу настороженных отношений к Китаю в японском обществе. Показательным в этом случае является опрос, проведенный также совсем недавно. Согласно результатам опроса, 36% японцев сообщили, что отношения Китая и Японии являются хорошими, тогда как 57% заявили, что они плохие. В Китае 67% респондентов сообщили о хороших отношениях между странами и 29% сказали, что они плохие Причины такого расхождения во мнениях и отношениях сторон могут, с одной стороны, корениться как раз в недавних пищевых отравлениях, а также в том, что японцы сильно опасаются увеличения военной мощи Китая.
 
Объективно Япония является посредником между США и Китаем, способным повлиять на обе стороны. Именно Япония заинтересована в существовании Чаймерики. Всякий конфликт по принципу «ты за белых или за красных» ей невыгоден. Рвутся налаженные экономические связи, падает производство, банковский капитал оказывается под угрозой избыточного контроля и т.д. Однако, всякое влияние предполагает стратегию и видение идеальной картины. Эту картину мы можем представить, как сохранение японского влияния на США и далее на Европу. То есть, Япония за доминирование США в европейской жизни. В эту картину Китай вписывается довольно легко, поскольку Китай тоже заинтересован в доминировании США в Европе, если США не препятствуют развитию Китая. Зато возникают серьезные противоречия между Китаем и Японией в Юго-Восточной Азии. Однако критическими они могут встать только при условии вытеснения из ЮВА всех остальных игроков – США, Кореи, Европы и Индии. Самый простой способ поддержания равновесия – диверсификация связей. Китай получает рынок в Африке и Латинской Америке, рынок сбыта в Европе, доступ к нефти в Персидском заливе в обмен на сохранение интересов других стран в ЮВА. Эту картину мы сейчас наблюдаем. Вопрос в другом, насколько Япония способна сохранить выгодные для неё правила игры в долгосрочной перспективе. Отношение японцев к китайцам двойственное – смесь презрения с почтением. Япония находится в культурной орбите Китая, но много раз воевала или грабили Китай. Ей по-своему невыгодны слишком сильная Америка, страх перед которой заставил отказаться от рывка и попытки занять первое место в мире, и слишком сильный Китай.
 
Япония отлично понимает, что ведущая роль в мире недостижима. Более того, нельзя делать ставку на вечную гегемонию США в мире. Все гегемоны когда-то приходят в упадок. Её успехи куда больше держаться на централизации управления, чем успехи Китая. Перед Японией возникает целый ряд угроз, ликвидировать которые она может только через объединение с Китаем в некий союз, способный покончить с властью США в Тихоокеанском регионе. В случае возникновения этого союза, США уходят навсегда с Дальнего Востока. японцы становятся навсегда независимой от Запада нацией. Вопрос только в том, испытывают ли японцы подобную потребность. Скорее всего, да, испытывают. Вся история Японии с первых моментов проникновения европейцев на Дальний Восток – борьба за независимость. Для Японии развал России объективно является выгодным. Взяв Курилы, Сахалин, а, возможно, Камчатку в придачу, Япония получает максимум, позволяющий уйти потом под покровительство Китая. С этого момента США уже не нужны Японии. Как только Япония объединяется с Китаем, высвобождаются много миллиардные расходы, которые страна несет ради сохранения влияния на США. Возникает на сегодняшний день довольно любопытная ситуация. Чем больше Китай развивается, тем выгоднее для Японии раздел России. И одновременно, чем больше Китай развивается, тем менее выгодна для Японии экспансия Китая на юг политическими и, тем более, военными методами. При оформлении союза Дальневосточных государств Япония объективно заинтересована в сохранении границ в ЮВА. Однако, вывести США из этого региона слишком сложно. 
 
Отношения Япония - Россия.
Мы считаем необходимым разделение современных отношений России и Японии на два блока- это отношения в экономическом блоке и территориальные отношения по поводу спорных земель. Далее подробнее рассмотрим эти блоки.
 
Территориальные проблемы
Современные отношения Японии и России исходят из прошлого этих стран. Ещё в советский период начался конфликт касательно Курильских островов. В данный момент Япония, как и прежде, требует от России передать ей группу южнокурильских островов, которые были присоединены к СССР после окончания Второй мировой войны. «Северные территории» - это острова: Кунашир (Кунасири), Ловцова (Бэнтон), Итуруп (Эторофу) с прилегающими островами Лебедя и Камень-Лев (Моэкэси), Шпанберга (Шикотан), и группе островов Плоские (Хабомаи), к которой относятся острова Сигнальный (Кайгара), Танфильева (Суйсё), Юрий (Юри), Анучина (Акиюри), Зеленый (Сибоцу) и Полонского (Тараку) . Общая площадь всех островов составляет 5 тыс. кв. км. 
 
В конце 1991 года на фоне распада Советского Союза началось правление Ельцина, Москва приняла твердую позицию, не желая возвращать Японии спорные территории. И хотя Япония решила  оказывать России техническую и финансовую поддержку, отношения между ними оставались слабыми.
 
В 1993 Ельцин совершил визит в Японию. Он не пошел на дальнейшие уступки в споре о «северных территориях» касательно четырёх островов, что находятся к северо-востоку от Хоккайдо, которые являются главным препятствием японо-российских отношений, но согласился исполнить обещание СССР 1956 года вернуть Японии два острова Шикотан и Хабомаи.
 
В 1994 года министр иностранных дел Японии Хата Цутому посетил Москву. Во время переговоров обе стороны согласились искать решение затянувшихся споров о «северных территориях», но разрешение этого спора в ближайшем будущем не предвидилось. Несмотря на территориальные разногласия, Хата предложил некоторую поддержку в рыночных экономических реформах России.
 
В 2005 году президент России  В.В.Путин  выразил готовность разрешить территориальный спор в соответствии с положениями советско-японской декларации 1956 года, то есть с передачей Японии двух островов - Хабомаи и Шикотана, однако японская сторона не пошла на компромисс. Под давлением США Япония пересмотрела своё отношение к советско-японской декларации 1956 года и стала требовать возвращения всех спорных территорий.  
 
Перед своим визитом в Москву в апреле 2008 года премьер-министр Ясуо Фукуда обещал посредством «железной воли» добиться от России передачи спорных островов. 
 
После переговоров Фукуда заявил, что по его мнению прогресс на переговорах был возможен, и посчитал, что позитивное направление вполне могло быть принято. Однако, данный вопрос глубоко не обсуждался, японские критики выдвинули свою версию нежелания России идти на «уступки».
 
«Территориальный вопрос никогда не сможет быть решён из-за всеобъемлющего национализма, поднимающегося в России», - сказал Сигэки Хакамада, эксперт по российско-японским отношениям из Университета Аояма Гакуин в Токио. – «Россия очень хорошо знает, что политическая база Фукуды очень слаба, поэтому она не готова вести переговоры с ним» .
 
Перед саммитом Большой восьмерки, проходившем в июле 2008 года в Хоккайдо японские агитаторы, чтобы затронуть вопрос «северных территорий», устроили особый тур для зарубежных журналистов. Было запланировано посещение мыса Носаппу, откуда в ясную погоду хорошо видны Южные Курилы и где специально установлен телескоп, через который японские дипломаты периодически наблюдают за «северными территориями».
 
Также вопросом спорных островов японская сторона воздействует и на свое местное население. Простые японцы надеются приехать ещё раз на могилы предков или даже берут с собой детей и внуков, чтобы показать им, где жил отец или дед – на тот случай, если эти дети или внуки вдруг смогут вернуться в эти места. Всякий раз, когда Россия и Япония имеют встречи на высшем уровне народонаселение ожидает положительных изменений, но  они не происходят. 
 
Нужно отметить, что в данный момент производятся попытки решения территориальной проблемы, так в сентябре 2009 года премьер-министр Японии Юкио Хатояма предложил президенту Дмитрию Медведеву обсудить эту проблему и постараться решить ее "еще в этом поколении". Медведев заявил, что "Россия готова к обсуждению всех вопросов - и вопросов сотрудничества, и наиболее сложных вопросов". Со своей стороны японский премьер сказал: "Я благодарен за ваши слова. Между нашими странами есть территориальная проблема. Мы хотели бы окончательно решить этот вопрос и заключить мирный договор".

Экономическое сотрудничество

С начала перехода России на рыночный путь развития экономики Япония оказала ей финансовую помощь, а позднее был предоставлен кредит для проведения реформ. В целях практической помощи России в Японию для краткосрочного обучения приглашаются специалисты и стажеры. В рамках кредитной политики японская сто­рона обеспечила кредитованием приобретение в Японии промышлен­ного оборудования для российских предприятий.
 
Важное значение в экономических связях приобретают научно-тех­нические контакты двух стран. В этой области японская сторона прояв­ляет реальную заинтересованность, так как Россия достигла значитель­ных результатов в сфере фундаментальной и прикладной науки.
 
Россия продает Японии только лес, рыбу, уголь и цветные металлы. Японская промышленность, машиностроение, элект­роника в своем техническом развитии ушли столь далеко, что торговля в этих областях может развиваться лишь в однобоком направлении. Нельзя не отметить, что японский массовый товар поступает в Россию не из Стра­ны восходящего солнца, а из японских филиалов в других странах. Не­смотря на то что наши страны являются ближайшими соседями, Россия в общем объеме торговли Японии занимает далеко не первое место.
 
Крупные японские корпорации с неохотой идут на сотрудничество с российскими партнерами по небольшим проектам. 
 
Интересы обеих стран обращены на область энергетики. Дальнево­сточные проекты предусматривают строительство объек­тов энергетической инфраструктуры. По вопросам энергетики стороны обсуждают возможности энергомоста Россия — Япония, пер­спективы других региональных проектов в области добычи нефти и газа, а также варианты сотрудничества в области ре­конструкции российских энергетических объектов в целях сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов.
Хорошие шансы рас­ширения сотрудничества имеются также в области создания новых технологий, повышающих безопасность ядерных установок. 
 
Главным препятствием на пути открытого и полезного сотрудничества с японской стороны является вопрос о северных территориях, где живут российские люди, и острова с давних пор принадлежат России. 
 
На сегодняшний день приоритетными остаются два направления отношений между Россией и Японией: 1) Широкое экономическое сотрудничество; 2) Развитие культурных связей- между парламентариями, предпринимателями, учеными, журналистами, деятелями культуры, представителями отдельных регионов. Культурные обмены могут легче всего повысить интерес стран друг к другу.
 
В целом можно сказать, что для строительства новых японско-российских отношений двадцать первого века необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран. 
 
Стратегическое взаимодействие Японии и США
Так сложилось, что США исторически оказались едва ли не первым государством, оказавшим коренное влияние на ключевые сферы жизни японского государства, буквально перевернув их и спровоцировав модернизационные процессы внутри Страны Восходящего Солнца. Несмотря на участие обоих государств во Второй мировой войне на противоположных рубежах, уже после войны японо-американские отношения развивались в весьма необычном русле, их можно назвать партнерско-соперническими. Особенно динамично такие отношения начали развиваться после окончания вьетнамской войны и разграничения сфер влияния в крайне важном для обеих сторон регионе АТР, причем важном в экономическом, политическом и стратегическом планах. 
 
Огромная часть внешнеполитических связей Японии принадлежит именно этому региону, прежде всего, в экономическом и ресурсном измерениях: именно из этого региона Японией осуществляется импорт значительного количества сырья, на рынках этих государств Япония стремится присутствовать.
 
Если у Японии вполне определенная позиция касательно развития связей в своем регионе, то у одного из её главных соперников здесь – Соединенных Штатов Америки – всё намного сложнее. С одной стороны, США всегда и повсеместно применяют стратегию расширения своего присутствия и влияния, тем более в стратегически важном для них «соседнем» регионе. Но, с другой стороны, так как постоянно поддерживать подобный контроль над столь большими пространствами чрезвычайно затруднительно, Америка стремится создать в каждом отдельном регионе своих «партнеров», проводящих её особые интересы и получающих в обмен на это определенные выгоды. Так произошло и с Японией. Усиление её зависимости от «старшего тихоокеанского брата» проявляется в поощрении со стороны США развития в Японии обычных вооружений4, при этом за Америкой сохраняется контроль в области ядерного сдерживания, актуального, например, в свете непосредственного соседства Японии с Россией, Северной Кореей, Китаем. Недаром введен даже такой красноречивый эпитет по отношению к США – «ядерный зонтик»5 Японии. Её прикрытие таким «зонтиком» со стороны более мощного и авторитетного в мире игрока также актуально в связи с увеличением военного потенциала, что до сих пор остается болезненной темой для японской дипломатии из-за не забытых до конца уроков Второй мировой войны и опасений потенциальных союзников Японии в АТР ремилитаризации этого государства. Однако на данный момент Национальные силы самообороны Японии, несмотря на наличие поправки в Конституции страны, запрещающей ей иметь полноценную армию, наращивают свой потенциал во многом опираясь на протекторат США.
 
Сухопутные войска (151,8 тыс. человек) – крупнейшие в японской армии6. В их состав входят пехота, бронетанковые войска, ракетные части, артиллерия, зенитные ракетные войска, воздушно-десантные войска и т.д. Наращивание  мощи сухопутных войск планируется осуществить в том числе за счет обновления танкового парка7.
 
Между тем, правительство США активно использует японские территории, которых и так немного, для расширения своего военного влияния в АТР. Даже несмотря на усиливавшееся во второй половине 20 века экономическое соперничество, США шли на значительные экономические уступки для Японии, прежде всего, по закупкам новых видов вооружений и технологий8. То есть Америка усиливала Японию в одной сфере и сдерживала в другой, значительно более важной для неё. Получалась такая компенсаторная модель отношений, пусть и гарантировавшая относительную безопасность Японии, но резко понижающая её статус на международной арене. Юридической основой двустороннего союза в сфере безопасности явились соглашения, подписанные между Токио и Вашингтоном в пятидесятые годы. Так, в 1951 г. были подписаны Сан-Францисский мирный договор и Договор безопасности, а в 1952 г. — Административное соглашение9. Основой японо-американского Договора безопасности явилась статья I , в соответствии с которой «Япония предоставляла право США размещать свои наземные, воздушные и морские силы на своей территории и вблизи нее»10
 
Таким образом, в соответствии с этими документами Соединенные Штаты могли размещать войска на территории своего военного «партнера» и получили в бессрочное пользование огромное количество баз и объектов на территории Японии. Можно сказать, что эти соглашения поставили «партнера» США по военному союзу в подчиненное положение. Страна Восходящего Солнца была вовлечена в агрессивные планы Соединенных Штатов и превратилась в плацдарм для борьбы с коммунистическими странами Азии и Советским Союзом. Примечательно, что военные базы превратились в «государство в государстве», американские военнослужащие подчинялись законам только своей страны. Это создало дополнительную финансовую нагрузку на японскую экономику, вызвало волну возмущений и протестов по всей стране. 
 
В конце 1995 г. возник острый политический конфликт между военным командованием США и японской общественностью11. Причиной этому послужило надругательство над двенадцатилетней школьницей с Окинавы со стороны военнослужащих, расквартированных на базах США на острове. Преступление солдат Соединенных Штатов явилось поводом для небывалой волны выступлений протеста со стороны японской миролюбивой общественности против американского военного присутствия на Окинаве. Это движение охватило всю страну и даже впоследствии вышло за её пределы. Самое крупное выступление протеста против американских баз на Окинаве прошло в середине октября 1995 г. на юге острова, в парке Гинован. В манифестации приняли участие более 80 000 человек.
 
Несмотря на все акции протеста против военного присутствия Соединенных Штатов, токийское правительство не оказало решительной поддержки требованиям манифестантов пересмотреть японо-американский Договор безопасности. В результате переговоров в апреле 1996 г. представители Соединенных Штатов согласились лишь на незначительные уступки, чтобы снять напряженность ситуации. Была достигнута договоренность о пересмотре Соглашения о статусе вооруженных сил. Все военнослужащие, совершившие преступление на территории Японии, теперь выдаваются властям до предъявления официального обвинения.
 
Итак, правительство Японии, не желая портить отношения с Вашингтоном, обошло молчанием вопрос о радикальном пересмотре Договора безопасности, затрагивающего национальное достоинство японцев.
 
В середине апреля 1996 г. Японию посетил Билл Клинтон. В результате встречи на высшем уровне и переговоров между президентом Соединенных Штатов и премьер-министром Японии Хасимото Рютаро, сменившем Мураяму на этом посту, была подписана «Японо-американская декларация безопасности. Сотрудничество в двадцать первом веке»12. В документе говорилось о дальнейшем продолжении сотрудничества в военной сфере между двумя странами и о сохранении сорокасемитысячного корпуса США на японских островах. В ходе встречи в обмен на подписание этого договора американцы пошли на некоторые уступки в вопросе присутствия войск Пентагона на Окинаве. В частности, руководители США изъявили готовность передать острову 20% земли, использовавшейся под объекты США, и вернуть префектуре около десяти американских баз и полигонов, включая базу Футенма и полигон Гимбару в центральной Окинаве. Кроме того, Вашингтон согласился сократить количество ночных полетов и ограничить артиллерийские учения на острове.
 
Военные базы США в Японии являются причиной экономической отсталости, роста преступности на Окинаве и поводом для протеста со стороны общественности в целом. Кроме того, присутствие солдат иностранного государства в Японии, которая претендует по развитию на одно из первых мест в мире, принижает позиции официального Токио в глазах международной общественности.
 
В документе 1997 года стороны отказались от чисто оборонительного характера военного союза. «Основные направления 1997 года»13 обязывали сотрудничать Японию и США в случае «чрезвычайных обстоятельств в прилегающих к Японии районах». 
 
Таким образом, соглашение предоставило вооруженным силам двух стран достаточно широкие полномочия в случае возникновения конфликтов, суть которых четко не обозначена в документе. В конце 90-х годов были прецеденты, когда ВВС США, расквартированные в Японии, использовались для ведения боевых действий в том числе за пределами страны.
 
На протяжении последних 15 лет США помогали Японии построить систему противоракетной обороны. В 1994 г. американская компания «Локхид» и японский концерн «Мицубиси» заключили соглашение о взаимодействии при создании систем заатмосферного перехвата THAAD14.
 
9 января 2007 г. Управлению национальной обороны Японии был присвоен статус министерства. В своей речи по этому случаю премьер Синдзо Абэ отметил15, что пришло время уйти от послевоенного режима и вернуть армии должное уважение. Отказ от принципов мирной политики страны и возрождение «военного духа нации» должны способствовать вхождению Японии в клуб полноценных мировых держав.
 
На протяжении последних двух лет японские политики неоднократно говорили о необходимости «потенциала сдерживания» КНДР.
 
В геополитических планах США на ХХI век Японии отводится весьма почетная миссия. Она – не только важнейший, но и, что не менее значимо, надежный союзник супердержавы. Япония разрешает войскам США использовать свои гражданские аэродромы и морские порты. Позволяет инспектировать иностранные гражданские суда, следующие курсом вдоль ее берегов с грузом в период экономических санкций. На территории Японии расположено американское ядерное оружие.
 
В 2004 году впервые контингент японских сухопутных войск, включающий бронетехнику, был переброшен для поддержки американской оккупации Ирака.
Итак, в начале ХХI века Япония по-прежнему нужна США для укрепления позиций последних в регионе, ибо во многих стратегически важных регионах планеты политика США терпит неудачу (Ближний Восток, «похолодание» отношений между США и Европой, проявление самостоятельных тенденций в политике Латинской Америки).
 
Нужны ли США Японии? 
В нашем исследовании мы даем следующий ответ на этот вопрос – уже не настолько, насколько это было необходимо в послевоенное время, при отсутствии технологического, экономического потенциала, разрушенных связях со своими ближайшими соседями. За 60 лет страна стала экономическим гигантом, но получила прозвище «политический карлик с большим кошельком», закрепившееся за ней благодаря отсутствию военно-политического влияния.
 
В связи с этим предлагается на базе уже имеющегося крепкого экономического потенциала развивать политический, даже в большей степени, нежели военный. Это означает практически полный отказ от влияния США в его нынешнем виде, ибо при сохранении нынешней ситуации Япония так и останется подконтрольна своему «большому союзнику», по сути дела работая по большей части на него и укрепление его влияния в регионе. Только проведение самостоятельной и независимой внешней политики может привести Японию к полноценному лидерству в регионе, а в перспективе и в мире. При этом, разумеется крайне важно для достижения этой цели проведение гибкого внешнеполитического курса, а именно сохранение партнерских отношений с ведущими американскими брендами, ТНК, способными по-прежнему насыщать японский рынок и закупать высокотехнологичные продуты на нем. Кроме того, необходимой представляется также стратегия максимально возможного взаимодействия с соседями по АТР (Китай, Южная Корея, Россия, Индонезия, Сингапур), а также с Индией, Латинской Америкой, Австралией, прежде всего, в экономическом плане на базе обеспечения их высокотехнологичной продукцией, обмена специалистами, опытом, проведения совместных исследований, формирование корпораций на паритетных началах.
 
Всё это должно в среднесрочной перспективе компенсировать отказ от влияния США и сформировать образ Японии, к которому в последнее время и стремится её руководство – мирной и независимой державы.

Геополитическое развитие Японии в 21 веке.

Два десятилетия  назад мир с изумлением смотрел на казалось бы неизбежное становление Японии как мировой сверхдержавы  в области экономики знаний и постиндустриального развития общества. Даже американские экономисты и политики готовы были признать приоритет Японии в  экономике высоких технологий и как центра мировой «IT империи», своего рода "японский мир"(Pax Nipponica).
 
В 80-90х гг.  инновации  экономики Японии  способствовали  эффективному преобразованию интеллектуальных  продуктов в нематериальные активы чрезвычайно высокой стоимости — с дальнейшей их конвертацией в акционерный и финансовый капитал.
 
При реальном объеме товарной массы, производимой Японией в те годы, в 3% от общемирового ВВП, суммарный капитал страны составлял более 40% совокупного мирового капитала.
 
С 60-х годов, Япония стала скупать в развитых странах интеллектуальные продукты — НИОКРы, НИРы, патенты, ноу-хау, рацпредложения и т.д. и поставила на баланс корпораций в качестве нематериальных активов уже по  увеличенной стоимости. 
 
Это позволяло практически неограниченно увеличивать балансовую стоимость корпораций, в результате чего в Японии впервые в мире стоимость нематериальных активов корпораций превысила стоимость материальных, причем, в большинстве случаях — многократно. 
 
Произошло чрезвычайно интенсивное капиталообразование, и к 90-м стоимость акций оборачивавшихся на токийской бирже достигли астрономических по тем временам цифры — 5,2 триллиона доллара. 
 
Это стало флагом мировой геополитической экспансии Японии конца XX века.
 
Но эмитированные финансовые ресурсы должны иметь свое материальное вложение. Причем именно в развитие реальных активов жизнеобеспечения общества.…         
 
Глобальная виртуализация НМА интеллектуальной экономики, скорее всего сознательно проведенная США в 90-х годах, практически уничтожила японские геополитические амбиции в этом направлении. Это еще раз показало  до какой степени Япония была и  остается  уязвимой  страной, как и любая страна без материальных ресурсов. Она  уязвима  перед  малейшими отклонениями в  мировом  движении  ресурсов   и  торговли  и, прежде всего, от США.

Геополитические проблемы

Геополитический статус Японии, ее политическая роль в мире совершенно не соответствуют достигнутой экономической мощи. Политические условия, навязанные Японии США после поражения в войне 1941--1945 гг., существенно ограничивают ее свободу в выработке собственной внутренней и внешней политики, в выборе геополитического пути. Это касается и геостратегических отношений с ее ближайшими соседями.
 
Япония одновременно и экономически мощная, но и политически  зависимая страна в области безопасности от могущественного союзника, который является ее  главным  экономическим  соперником. В то же время Япония, хотя и находится в Азии, в силу многовековой изоляции не может в достаточной степени считаться азиатской  страной.  

 

В Азии сохраняются опасения, что японская элита, считающая действия Японии в Тихоокеанской войне скорее ошибочными, нежели преступными, готова  в случае изменения международной обстановки оживить призрак милитаристского прошлого. Такое положение существенно ограничивает её  геостратегическую свободу  действий. Возможна радикальная  альтернатива самостоятельной геополитической игры. Она состоит в осуществлении дорогостоящей и опасной программы перевооружения и возвращения военной составляющей национальной мощи в качестве легитимного инструмента внешней политики страны.

Геополитические перспективы

1. Среди тенденций, положительно влияющих на развитие Японии, можно выделить две: экономическая интеграция и начало формирования региональной (азиатской) идентичности.

Степень экономической интеграции подтверждается объемами внутренней региональной торговли (страны АСЕАН, Япония, Корея, Китай, Гонконг, Тайвань, Австралия, Новая Зеландия, Индия). В 2006 году они составили около 57% (или более 3,0 триллиона долларов). Рост экономической взаимозависимости дает основание для предположений, что азиатский регион не станет ареной для серьезных военных конфликтов.
 
Растущая экономическая интеграция региона и соперничество со стороны таких экономических блоков как ЕС и НАФТА приводит к формированию азиатской идентичности. Этому способствует и укрепляющаяся уверенность в себе и в том, что 21-ое столетие будет веком Азии. Формирование азиатской идентичности проявляется в растущем интересе друг к другу, в институционализации регионального сотрудничества в различных сферах (в расцвете разнообразных азиатских форумов и организаций) и дебатах об “азиатских ценностях”, особых путях, и т.д. В рамках азиатской интеграции Япония может занять лидирующие позиции как страна, обладающая высоким научно-техническим потенциалом и громадным НМА ресурсом.
 
2.  США пытается выстроить новый миропорядок с учетом меняющейся геополитики региона. Очевидно, что для успешности такого проекта необходимо добиться встроенности всех крупных игроков региона в складывающуюся систему отношений. 
 
Китай рассматривается в качестве главного вызова для внешней политики США в 21-м веке. Поскольку приоритетным союзником в регионе была и остается Япония, основной вопрос, который должны решить США: как интегрировать Японию и Китай в региональный и мировой порядок?16 Контуры японской экспансии на ближайший период зависят от того:
  • как будут развиваться отношения между США и Китаем;
  • насколько успешно Китай сможет сохранить экономический динамизм;
  • что предъявит Япония своим союзникам (партнерам) для активизации своей внешней политики 
  • какую ориентацию выберет Индия;
  • как поведут себя страны АСЕАН.
Сценарии геополитики Японии 
Исходя из этого круга вопросов, можно построить несколько вариантов развития геополитической игры Японии. 
 
Сценарий 1. США, уставшие от имиджевых локальных конфликтов, и внутренних экономических проблемам, решают сжать расходы на сферы влияния. Китай усиливается и расширяет сферу своих национальных интересов. США создают иные альянсы в Азии и идут на раздел сфер влияния. В этом случае Япония может попасть в китайскую сферу влияния. 
 
Сценарий 2. США, сохраняют свои притязания на определяющую позицию в регионе. Они развивают отношения с Китаем, но при этом создают систему сдерживания с помощью своих союзников и партнеров. Япония играет ключевую роль в этом процессе. Индия также, не вступая в открытое соперничество с Китаем, служит балансом для роста китайского влияния в Азии.

Сценарий 3. Многостороннее азиатско-тихоокеанское сотрудничество  отвечает  интересам  Японии17.  Такое сотрудничество  со временем может иметь три  положительных  последствия:
- оно может помочь  воздействовать  на  Китай  (а также осторожно сдерживать его);
- может  помочь  Америке  остаться  в  Азии,   даже  несмотря  на  постепенное ослабление  ее господства; - может помочь  увеличить влияние Японии в Азии как экономического партнера.

В рамках азиатской интеграции Япония может занять лидирующие позиции как страна, обладающая высоким научно-техническим потенциалом и громадным НМА ресурсом, которой есть что предложить партнерам.

Сценарий 4. Сценарий основан на создании союзов (типа ЕС) государств, имеющих разные ресурсы  жизнеобеспечения. 
 
Основой экономической базы является энергетика: вопреки распространенному (на Западе) мнению, постиндустриальная экономика неизмеримо больше нуждается в энергии, нежели экономика промышленная, и развитие сберегающих технологий здесь не поможет: оно снижает удельную, а не интегральную энергоемкость производства. Следовательно, превалирующими ресурсами развития общества будущих 3-4 десятилетий  остаются привычные энергетические ценности, как нефть, газ, уран, коксующийся уголь. 
 
2. Вторым важнейшим ресурсом общества является инфраструктурная связность18: транспортные линии и коммуникационные. Понятно, что инфраструктурные ресурсы, сколько бы их ни было, являются недостаточными для постиндустриального (когнитивного) развития.   
 
Транспортный ресурс позволит сохранить "нормы" промышленной эпохи.
 
Коммуникационный ресурс позволит расширить рамки инфраструктурной связности,  создавать виртуальные государства на мультикультурной основе и без синдрома национальных несовместимостей, т.к. позволит осуществить торговлю не материальной продукцией,  а технологиями её производства.
Это исключительно сильная геополитическая позиция Японии для стан Азии в противостоянии Китаю.
 
3. Третьим значимым ресурсом являются технологии создания высококачественных активов жизнеобеспечения общества.
Страна, не имеющая технологии развития общества, обречена на «конечную» страну. Борьба за этот ресурс будет носить особенно ожесточенный характер, но необходимо иметь в виду, что ключевые позиции здесь уже захватили США и Япония. Ситуация резко изменится, кода появятся технологии "обогащения" человеческого знания. Можно лишь предположить, сколь ожесточенными будут конфликты из-за этого обладающего иррациональностью, сознанием и субъектностью когнитивного ресурса. Эти технологии резко обеспечит ресурсную наполненность некоторых стран и, прежде всего, государств, где еще сохранились школы фундаментального образования.
 
Поэтому объединение государств с разными видами ресурсов  (создание своего рода виртуального государства) является на наш взгляд самой мощной инновационной  идеей  нового миропорядка 21 века.  Необходимо технологическое объединение, но уже на уровне государств, объединение не только экономическое, но и цивилизационное (разделяемые ценности, мотивация развития, образование).
 
Учитывая высочайшую инновационную школу и большой массив НМА мирового уровня,  Япония способна повторить фантастический фондовый успех, но уже в качестве государства-корпорации.
На сегодняшний просматривается создание  альянсов:
  1. По транспортному ресурсу:  Япония + США  (через передачу прибрежной Аляски в общую межгосударственную собственность) в части портового и иного инфраструктурного обеспечения (сети хабов) торговых путей Арктики.
  2. По энергетическому индустриальному ресурсу: Япония + Туркмения (через передачу в технологическое управление газовых месторождений) в части  глубокой переработки и создания продукции 21 века.
  3. По энергетическому ресурсу будущего: Япония + Индия (через передачу предгорных территорий ториевых песков  в общую межгосударственную собственность) в части создания ториевой энергетики будущего под патронажем США. 
  4. По коммуникационному ресурсу технологического трансферта: Япония + Австралия (через передачу прибрежной  части в общую межгосударственную собственность) в части инфраструктурного обеспечения роботоиндустрии.
Выводы
  1. Прежде всего Японии необходимо укрепление связей с такими странами “разделяющими общественные ценности” как Австралия и Индия. Эти страны должны рассматриваться Японией в качестве потенциального стратегического партнера по Азии как территориального экономического расширения.
  2. Япония, обладая технологическим и идеологическим ресурсом, должна инициировать действия по приобретению классических ресурсов(энергетический и инфраструктурный)  В этом отношении исключительным приоритетом Японии в геополитических проектах будущего должны выступать государства, имеющие данные ресурсы, но абсолютно не имеющие высокие технологии их переработки. 
  3. Обладая громадным ресурсом в области высоких технологий, Япония может предложить своим азиатским партнерам (включая Центральную Азию) инновационную экономику будущего.
Реализация данного Проекта позволит Японии стать  центром если не мировой "IT империи", то азиатской точно.
  В этом ключе, борьба за Азию (например, газовый ресурс Туркмении, ториевые пески Индии, безлюдные побережья Австралии)  является для Японии очень перспективной геополитической игрой 21 века.   
Для ЕС и США это политический ресурс против РФ и КНР. 
 
Список литературы.
  1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: 1998. 
  2. Гейтс Р. США продолжат предоставлять Японии "ядерный зонтик". Статья с сайта russian.people.com.cn
  3. Левчук А.Н. Военное присутствие США в Японии. Проблема американских баз на Окинаве. Статья опубликована на сайте pentagonus.ru
  4. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.
  5. Устинова Т.Н. Политика США и Японии в АТР и проблемы безопасности. Сборник «Проблемы безопасности в Азии», М. 2001  Текст монографии с сайта www.vostokoved.ru
  6. Фененко А.В. Япония – страна со своей ПРО. Токио де-факто выходит за ограничения Конституции\\ Независимая газета, 20.04.2009
  7. Япония: армия, которой не должно было быть. Статья с сайта www.pravda.ru, 2009 г.

Комментарии посетителей сайта

1. Источник: СIA World Factbook (по состоянию на 17 сентября 2009 года).
2. Япония выражает беспокойство в связи с наращиванием вооруженных сил Китая - Саммит ОБСЕ, http://www.bnews.kz/main/politics/yaponiya-vyrazhaet-bespokojstvo-v-svyazi-s-narashhivaniem-vooruzhennyx-sil-kitaya-sammit-obse/

3. Официальный сайт ООН, http://www.un.org/russian/sc/unsc_functions.htm.

4. Данные по монографии Устинова Т.Н. Политика США и Японии в АТР и проблемы безопасности. Сборник «Проблемы безопасности в Азии», М. 2001  Текст монографии с сайта www.vostokoved.ru

5. Гейтс Р. США продолжат предоставлять Японии "ядерный зонтик". Статья с сайта russian.people.com.cn

6. Левчук А.Н. Военное присутствие США в Японии. Проблема американских баз на Окинаве. Статья опубликована на сайте pentagonus.ru

7. Япония: армия, которой не должно было быть. Статья с сайта www.pravda.ru, 2009 г.

8. Устинова Т.Н. Политика США и Японии в АТР и проблемы безопасности. Сборник «Проблемы безопасности в Азии», М. 2001 Текст монографии с сайта www.vostokoved.ru

9. Левчук А.Н. Военное присутствие США в Японии. Проблема американских баз на Окинаве. Сборник «Проблемы безопасности в Азии», М. 2001 Текст монографии с сайта www.vostokoved.ru

10. Там же.

11. Там же.

12. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

13. Левчук А.Н. Военное присутствие США в Японии. Проблема американских баз на Окинаве. Сборник «Проблемы безопасности в Азии», М. 2001 Текст монографии с сайта www.vostokoved.ru

14. Фененко А.В. Япония – страна со своей ПРО. Токио де-факто выходит за ограничения Конституции\\ Независимая газета, 20.04.2009

15. Япония: армия, которой не должно было быть. Статья с сайта www.pravda.ru, 2009 г.

16. З. Бжезинский. Великая шахматная доска. М.: Междунар. отношения, 1998

17. З. Бжезинский. Великая шахматная доска. М.: Междунар. отношения, 1998

18. С. Переслегин. Ресурсы будущего: зоны конфликтов // «Нева» 2008, №10

 
Свежие публикации

Top!