Понедельник, 20 Ноябрь 2017
ПЕРВЫЙ В РОССИИ САЙТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
 
Главная arrow Дискуссионная трибуна arrow Почему в реформе образования используются либеральные методы вместо традиционных отечественных?

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ


Дискуссионная трибуна
Мировая политика в лицах
Лидерство в мировой политике
Геополитические доктрины
 
Материалы
Библиотека
Сравнительная политология
Теория Мирового Политического Процесса
Работы студентов и аспирантов
 
Поиск по сайту
Авторизация





Забыли пароль?
Статистика
посетителей: 1294619
Почему в реформе образования используются либеральные методы вместо традиционных отечественных? Версия для печати Отправить на e-mail
Пятница, 04 Март 2011

А.П. Кабаченко

Судя по ряду публикаций и высказываний руководителей Министерства образования и науки, утвердилось мнение о том, что «примерно раз в двадцать лет требуется существенно реформировать образование». Существенное реформирование, очевидно, следует понимать как создание его принципиально новых основ. 

За всю историю России реформы происходили значительно реже. Результатом реформ было приобщение российской элиты к научным и культурным ценностям мирового сообщества, знание образованными людьми одного или нескольких живых европейских языков, умение многих читать и писать на латыни. Государство было заинтересовано в обучении и приобщении к государственной службе талантливых представителей всех слоёв общества.

Разночинцы при отличной учёбе по окончании университета получали дворянское звание. В дальнейшем при успешной деятельности на благо России они имели право на превращение этого звания в наследственное.

Реформаторы заботились не только о тех, «кого учат», но и о тех «кто учит». Распространённой формой поддержки студентов было продолжение общения профессора со своими учениками в неформальной обстановке. На своё жалование он мог ежедневно кормить обедом 5-7 студентов, содержать домоправительницу, кухарку, садовника и другой персонал, активно участвовать в культурной и просветительской деятельности своих городов и страны в целом. Один из профессоров Московского университета заложил основы музея им. А.С. Пушкина, ставшего гордостью современной российской культуры. Не владельцы больших имений и состояний, не промышленники, купцы и финансисты, а просветители, учёные были элитой российского общества, к ним относились как к национальному достоянию. Таким же уважением и вниманием пользовались просветители у всех народов. В Древнем Риме, например, заботились не только о римских просветителях, но и о таких же специалистах и их семьях из ранее завоёванных провинций. Им предоставлялось право римского гражданства со всеми вытекающими из этого преимуществами политического и материального характера.

Значительный политический след в истории России оставила реформа образования, предпринятая министром просвещения С.С. Уваровым (1833-1849). Им были видоизменены уставы гимназий и университетов, открыта Пулковская обсерватория, Университет в Киеве, целый ряд других учебных заведений, преобразована Академия, впервые стали публиковаться отчеты по управлению министерством. Он сделал образование доступным большинству сословий, что позволяло на практике приобщить к общественной и государственной деятельности выходцев из всех слоёв общества и, как следствие, рассматривать Россию в качестве народного государства. С лёгкой руки С.С. Уварова, двуединый девиз России «Православие Самодержавие» перерос в триединый: «Православие Самодержавие Народность».
Нынешняя реформа не соответствует тем масштабным преобразованиям, которые ранее превратили Россию в один из  центров мировой науки, просвещения и культуры. Более того, по своей сути она вредна и для народа, и для государства. На первый взгляд реформа преследует благие цели. Главной задачей образования провозглашаются «результаты обучения», что выглядит вполне современно, прагматично, соответствует духу времени. Но чем и как можно измерить «результаты обучения»?

Документы по реформе подготовлены профессионалами, досконально изучившими систему образования. Они прекрасно знают, что надо изменить или усовершенствовать внутри системы. Но ни одна система не может сама реформировать себя. Нужен «взгляд со стороны». По этой причине реформа сильна в конкретике, но когда на обсуждение выносятся общие вопросы, то ощущается отсутствие методологической основы самой реформы. Методология реформы, на наш взгляд, должна содержать, по меньшей мере, три главные ипостаси: цель реформирования, базовые ценности просвещения и лучший путь реализации реформы.

Цель реформы определена в документах как переориентация всего образования на достижение высоких «результатов обучения». «По умолчанию» предполагается, что «результаты обучения» оцениваются по бальной системе. «Главный субъект в системе образования… ученик – тот, кого учат» получает благословение от «тех, кто учит» в виде документа, который в цифрах отражает его достижения в обучении. Но свидетельство о высоких результатах обучения может быть получено самыми разными методами. Известны случаи, когда абитуриенты, которым по имеющимся у них документам не хватало баллов для зачисления, через несколько дней приносили другие документы, согласно которым таких баллов уже хватало. Следовательно, оценка «результатов обучения» может быть недостоверной, что делает цель реформы сомнительной. Количественная оценка «результатов обучения» полностью вписывается в либеральную форму обучения, но она противоречит традиционным ценностям отечественного просвещения и воспитания.

Реформа не ставит перед школами, средними специальными и высшими учебными заведениями задачу создания условий для духовного, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития индивидуальных способностей Ученика, воспитания гармонично развитой личности. Подчёркиваю, такая задача не ставится, а это главное звено российской традиции просвещения. Необходимо развитие именно индивидуальных способностей каждого Ученика в отдельности без выделения нижних, средних и высших показателей в школе, ВУЗе, в стране. Для гармонично развитой личности достижение высоких «результатов обучения» будет естественной потребностью. Именно такая целевая установка позволит поднять на качественно более высокий уровень всю систему просвещения.

Но Ученик сам без помощи системы не сможет выявить оптимальный уровень своих возможностей и, тем более, достигнуть его. Система образования должна на научной основе выявить индивидуальные способности Ученика, вместе с родителями создать индивидуальную программу их развития и совершенствования, а также стимулировать стремление Ученика и к освоению знаний, и самосовершенствованию. Для реализации такой масштабной программы наша система образования располагает всеми необходимыми кадрами. Поэтому, на наш взгляд, не достижение высоких «результатов обучения», а решение именно такой задачи должно стать основной целью реформы.

Вторая ипостась методологии реформы - базовые ценности просвещения – должна, на наш взгляд, включать в себя программу духовного, нравственного, интеллектуального, творческого и физического развития индивидуальных способностей Ученика, программу формирования гармонично развитой личности.   

Программа духовного развития должна сопровождать Ученика от детского сада до ВУЗа и постепенно приобщать его к высшим ценностям духовной и материальной культуры народов России и всего  мира. Она должна быть нацелена на воспитание преданности и любви к своей малой и великой Родине, патриотизма и интернационализма. Ученик должен не только изучить историю, религию, национальные, общественные и государственные идеалы, но и ощущать к ним свою сопричастность, быть включённым в реальные отношения в обществе. Для этого недостаточно одних уроков и лекций по истории, религии, краеведению, обществоведению и другим дисциплинам. Это должна быть развёрнутая программа учёбы и активных действий Ученика, детально проработанная с учётом его возрастных особенностей.

Программа нравственного развития, также как и духовного, должна сопровождать Ученика от детского сада до ВУЗа и постепенно приобщать его к нравственным ценностям народов России и мира. К таким нравственным ценностям мы относим почтение к родителям, учителям и старшим, любовь и сострадание к младшим, слабым и немощным, бережное отношение ко всему тому, что создано трудом, талантом и вдохновением миллионов людей в своей стране и во всём мире. Важнейшим звеном нравственного воспитания и образования должно стать изучение существующих видов и форм трудовой деятельности, повседневное приобщение Ученика к посильному труду в учёбе, в семье, в обществе. Занятия по основам нравственности, этике отношений, освоению приоритетных обязанностей мальчиков и девочек по домоводству, знание и уважительное отношение к биологическим, психологическим, половым особенностям Учеников должны сопровождаться воспитанием высокой нравственности на примерах старших поколений и на собственных примерах в бытовых, общественных, романтических и других отношениях.

Программа интеллектуального развития Ученика всегда была в центре внимания системы просвещения. Однако на неё не следует делать основной акцент, поскольку Ученик не должен быть односторонне нацелен только на конечный результат учёбы. Современные информационные возможности, компьютеризация, инновационные технологии создают безграничные возможности для интеллектуального развития Учеников в точных, технических или общественных науках. Что касается специализации, то она всегда была, есть и будет. Она должна проводиться не только в старших классах школы, а значительно раньше на основе научно выявленных индивидуальных способностей Ученика и индивидуальной программы их совершенствования.

Программа творческого развития должна помочь Ученику сохранить интеллигентное восприятие общественных отношений на всю оставшуюся жизнь.

Освоение богатств русского языка, языков других народов России всеми Учениками в местах их компактного проживания, иностранных языков, отечественной и мировой литературы должна сопровождаться активным применением знаний на языковых, литературных, творческих встречах, концертах, в коллективных просмотрах и обсуждении творческих телевизионных программ и фильмов. Необходимо поощрять участие Учеников в перманентных выставках фотографий, рисунков, фильмов, создание сайтов в Интернете для общения на русском, других языках народов России, на иностранных языках с единомышленниками во всём мире и так далее.

Программа физического развития должна быть нацелена на выработку правильного дыхания и формирование гармоничной осанки. Это необходимые атрибуты устойчивого иммунитета организма к болезням и высокой работоспособности Ученика. Занятия должны быть игровыми, в сопровождении музыки, с акцентом на элегантность у девочек и силовые упражнения у мальчиков. Принципы правильного дыхания гармоничной осанки хорошо разработаны и успешно применяется в восточных единоборствах. Всё остальное – приложится. Соревнования по летним и зимним видам спорта должны быть только для желающих. За участие в них надо агитировать, надо увлекать, но не в ущерб остальным базовым ценностям просвещения.  

Третья ипостась методологии реформы - лучший путь её реализации - должна, на наш взгляд, включать в себя программу комплексного, системного, непротиворечивого осуществления с минимизацией усилий и средств.

Программа комплексного осуществления реформы должна предусматривать нацеленность всей общественной инфраструктуры села, микрорайона, района или города на создание оптимальных финансовых, материальных, бытовых, технических и других условий для осуществления реформы. Школы, ВУЗы и другие учебные заведения должны быть обеспечены помещениями для учёбы, отдыха и комфортного проживания детей из проблемных семей, транспортом, приборами, техникой, современными пособиями, материальными и финансовыми средствами. Эту задачу решает государство.

Программа системного осуществления реформы должна чётко структурировать временную, то есть последовательную, и приоритетную значимость обучения. Гармония постепенного, шаг за шагом продвижения Ученика к вершинам знаний и к максимальному раскрытию своих возможностей должна быть радостным приобщением к сокровищам мировых знаний, а не насильственным принуждением к усвоению таковых. Системность образования обеспечивают органы просвещения от учебного заведения до министерства.

Программа непротиворечивого осуществления реформы должна способствовать достижению консенсуса по принципиальным направлениям реформирования и убедительного большинства заинтересованных лиц по формам и методам обучения. Кроме того, должны быть созданы равноценные условия для осуществления альтернативных концепций реформирования, что позволит, в конечном счёте, выработать оптимальный вариант реформы образования. Непротиворечивость обеспечивается обществом через общественные и государственные структуры, через добровольных агитаторов в СМИ, Интернете и др.

Программа минимизации усилий по осуществлению реформы возможна на основе правильного понимания каждым звеном общества и государства своего манёвра. Это потребует оперативной координации деятельности всех общественных и государственных структур, строгого учёта движения средств от Министерства финансов до исполнителя. Общественность должна привлечь большое число энтузиастов, на безвозмездной основе или с частичной компенсацией помогающих в возведении строений, прокладке дорог и дорожек, в устройстве помещений, в дежурстве или сопровождении детей и так далее и тому подобное. Минимизация усилий должна быть осуществлена обществом, государством, объединениями энтузиастов, вдохновлённых идеями реформы образования.

Дети – ангелы общества. Они талантливы, способны осознать и освоить духовные, нравственные, интеллектуальные, творческие и физические ценности, которые до них выработали старшие поколения. И от системы просвещения в значительной степени зависит то, с каким багажом умений и знаний Ученики войдут в самостоятельную жизнь. Этот багаж должен позволить им остаться светлыми, конструктивно участвуя в судьбе своего Отечества. При любой другой, в особенности механистической, количественной оценке «результатов обучения», Ученики могут оказаться лишёнными устойчивых духовных, нравственных и других ориентиров. Они могут «почернеть», озлобившись на судьбу, «покраснеть», агрессивно ополчившись на окружающих, «помутнеть», опустившись на дно от безысходности, или спрятаться в кокон эгоизма и себялюбия. 

Полученные навыки, знания и обретённые ценности могут стать краеугольным камнем личности Ученика, сопровождать его всю сознательную жизнь, быть оберегом в трудностях и лишениях.

В политической жизни общества, предлагаемая здесь методология реформирования системы образования может стать одной из составных частей национальной идеи российского народа и государства.

Таким образом, для успешного реформирования образования в нашей стране необходимо чётко обозначить цель реформирования, сформулировать базовые ценности просвещения, разработать лучший путь осуществления реформы. Это надо осуществить не на либеральной, а на традиционной отечественной основе реформы образования.

 
Свежие публикации

Top!