Вторник, 21 Ноябрь 2017
ПЕРВЫЙ В РОССИИ САЙТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
 
Главная arrow Геополитические доктрины arrow Россия и ОДКБ - Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. VII.2)

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ


Дискуссионная трибуна
Мировая политика в лицах
Лидерство в мировой политике
Геополитические доктрины
 
Материалы
Библиотека
Сравнительная политология
Теория Мирового Политического Процесса
Работы студентов и аспирантов
 
Поиск по сайту
Авторизация





Забыли пароль?
Статистика
посетителей: 1295053
Россия и ОДКБ - Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. VII.2) Версия для печати Отправить на e-mail
Вторник, 01 Март 2011

Дарья Гревцова
Студентка 511 группы факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова

Часть VII. Россия и международные организации - Геополитическая стратегия Российской Федерации

Россия и ОДКБ (Ч. VII.2)

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Члены ОДКБ — Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, РФ, Таджикистан, Узбекистан

1. ОДКБ — общая информация

Договор Коллективной Безопасности был подписан в 1992 году бывшими странами-участницами СССР. На тот момент, да и на перспективу в это политическом шаге нужно усматривать:

 — желание руководства РФ, как страны-правопреемницы СССР и руководств бывших стран-участниц СССР сохранить в некотором виде на ближайшее время структуру системы безопасности СССР, которая включала в себя множество воинских частей по всей территории Союза ССР, системы ПВО и ПРО, станции Радиолокационного Обнаружения и т.д., так как в руках какой-либо одной страны отдельные части этой системы не функционируют, пока не работают вместе с остальными её частями.

 — в принципе ОДКБ можно считать также военным блоком (а первоначально ОДКБ позиционировался как военный блок), созданным в противовес блоку НАТО в ответ на распад военного блока стран-участниц Организации Варшавского Договора, включавшего СССР и его страны-союзницы в Восточной Европе. То есть ОДКБ приобретает такой же смысл в военном плане, как СНГ в политико-экономическом, после распада СССР.

 — наконец, основной смысл существования ОДКБ и участия в нём России следует рассматривать в осуществлении декларируемых самими Договором задач: 

Задачами ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

Следует также отметить, что ОДКБ не принимал в качестве военного блока участия ни в одной боевой операции, в том числе в тех ситуациях, которые вполне способствовали применению сил ОДКБ. В качестве таких ситуаций можно рассматривать как довольно старые конфликты между республиками-членами ОДКБ (Таджикистан, Узбекистан), так и недавнюю ситуацию с государственным переворотом в Киргизии. Ни в одном, ни в другом случае ОДКБ не принимал практически никакого участия в урегулировании конфликтов.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о полной несостоятельности ОДКБ как эффективного военного блока (ни в какое сравнение с НАТО не идёт ни по системе мобилизационной готовности войск, ни по уровню технического оснащения), созданного для решения каких-либо военно-политических задач, и о том, что создание ОДКБ было отчасти популистским шагом, и лишь в некоторых областях деятельности ОДКБ действительно функционально полезен.

Конкретно для России сотрудничество с ОДКБ в соответствии с высказанными выше предположениями и теориями о функциональности ОДКБ может быть выгодно в условиях того, что Россия:

— Получает право на организацию военных баз на территории стран-участниц ОДКБ.

— Получает право на использование построенных в бытность СССР военных объектов, в т.ч. систем ПВО, ПРО и РЭБ-РЛО.

— Действительно может сотрудничать со странами ОДКБ в рамках решения вопросов незаконного оборота наркотиков, торговли людьми, незаконной миграции, ликвидации последствий стихийных бедствий и ЧС техногенного характера.

— Следует отметить, что Россия с 1991 года вообще разными путями пытается восстановить интеграционную структуру с многими странами, входившими в состав СССР в разных областях деятельности, например: Союзное Государство России и Белоруссии (первоначально планировалось такое же Союзное Государство и с Украиной), СНГ, ОДКБ, попытки создания Таможенного Союза, ШОС и т.д. Так что ещё одним плюсом от создания ОДКБ является углубление интеграции с бывшими странами-участницами СССР, направление на которое прослеживается через череду вышеупомянутых соглашений между РФ и этими странами.

— Теоретически также нужно предполагать, что страны и войска ОДКБ согласно пункту Договора «о совместной защите против иностранных агрессоров» — в случае ведения полномасштабных военных действий против РФ и её союзников со стороны Индии, Ближнего Востока, Китая или Европы, страны ОДКБ, окружающие Россию могут послужить заслоном на пути продвижения вражеских войск. Одновременно с этим предположением, однако, возникает закономерный вопрос о возможности подобных действий вообще — ведь на территории нескольких государств-членов ОДКБ по сей день находятся военные базы блока НАТО.

2. Механизмы реализации стратегии взаимоотношений РФ со странами ОДКБ.

Основные пути реализации тех стратегических целей, которые ставит во взаимоотношениях с ОДКБ таковы: — Для возможности использования российскими военными объектов в странах ОДКБ, в том числе комплексы ПВО, ПРО, РЛО, а также ракетного и воздушного предупреждения заключаются специальные военно-политические соглашения и наравне с этим обычные договоры аренды вышеуказанных объектов. — Для возможности базирования российских войск на территориях стран-участниц ОДКБ, проведения совместных учений и формирования структур Коллективных Сил Оперативного Реагирования ОДКБ, заключаются соглашения военно-политического и экономического характера, суть которых — в аренде РФ территорий внутри государств-членов ОДКБ и строительства военных баз и аэродромов на этих территориях.  — Для сохранения хороших взаимоотношений со странами ОДКБ (что необходимо для осуществления долгосрочных целей) РФ проводит по отношению к странам-членам ОДКБ также дружественную экономическую политику (нужно отметить, однако, экономический конфликт России с Республикой Беларусь.), в том числе и в военно-технической сфере.

3. Интересы

Cоздание гармоничного законодательства, которое не препятствовало бы совместной борьбе против террора. Это и координация действий специальных органов. Это и создание в перспективе регионального антитеррористического потенциала государств членов ОДКБ, которые на коллективной основе будут способны противодействовать крупным актам террора. Это и создание информационной составляющей, направленной на создание в обществе обстановки, способствующей эффективной борьбе с терроризмом: Вот неполный перечень действий, которые мы планируем и осуществляем.

Из слов руководителя ОДКБ следует, что основные цели, которые Россия (Н. Н. Бордюжа — генерал Вооруженных Сил РФ) преследует в сотрудничестве с ОДКБ — борьба с терроризмом, последствиями стихийных бедствий и международной преступностью, торговлей наркотиками в частности.

4 февраля 2009 года участники ОДКБ согласовали и подписали проект решения по созданию КСОР (Коллективные Силы Оперативного Реагирования). Их предполагается использовать для «отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

Планируется, что военная компонента КСОР должна состоять из соединений и частей постоянной боевой готовности. Они будут способны к мобильной переброске в любую точку зоны ответственности ОДКБ. КСОР также получит в своё распоряжение силы специального назначения, которые будут состоять из органов внутренних дел или полиции, внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также органов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Вышеприведённая информация о создании Коллективных Сил Оперативного Реагирования указывает как раз на то, что взаимодействие государств-членов ОДКБ идёт по запланированному вектору.

4. Механизмы реализации интересов.

В принципе в этом пункте не нужно указывать никакой специальной информации, а можно лишь констатировать тот факт, что во имя осуществления тех целей, которые были поставлены нынешним правительством России (а это сотрудничество в целях противодействия терроризму и последствиям ЧС в регионе) действительно принимаются меры. Среди этих мер — заявленное в 2009 году создание Коллективных Сил Оперативного Реагирования.

5. Угрозы. Чем опасны для России отношения с ОДКБ?

Осложнения, которые могут возникнуть в сфере взаимоотношений РФ и ОДКБ можно разделить на две группы:

5.1. Беларусь

Отношения с Беларусью (думаю это будет более подробно изложено в тексте собственно про Беларусь), как с членом ОДКБ могут быть испорчены в любой момент характером проведения РФ внешней политики антибелорусской направленности. Это может влиять незначительно на судьбу ОДКБ — в 2009 году из-за экономических санкций РФ, введённых по отношению к некоторым белорусским товарам, Президент РБ А. Г. Лукашенко отказался подписывать со своей стороны договор о создании КСОР, не присутствовал на их учениях. Договор был впоследствии подписан, но задержка в подписании негативно повлияла на ход интеграционных процессов стран ОДКБ в принципе. Полный разлад с Беларусью может вылиться в неприятие этой страной никаких договорённостей с РФ, что опасно в геополитическом и военно-политическом плане, так как Беларусь является последним союзником РФ, в том числе и по ОДКБ на границе с НАТО.

5.2. «Среднеазиатские» республики

В случае дипломатического разлада РФ с «Закавказскими» республиками как с членами ОДКБ у РФ могут начаться прежде всего экономические и социальные проблемы, связанные с нелегальной трудовой и экономической миграцией, увеличением нарко-трафика в РФ из стран Ближнего Востока (Афганистан, Пакистан и пр.), колебаниями на нефтяном и газовом рынках, так как такие страны как Казахстан, например, являются важными игроками на международной торговой арене и общей дестабилизацией криминогенной и террористической обстановки в регионе.

Также Россия лишиться пограничного заслона и правом на использование военных объектов ПРО, ПВО и РЛО, альтернативной системы которым в РФ пока не создано.

6.Конфликтный потенциал. Как ОДКБ может противостоять России?

ОДКБ может противостоять России в одном единственном случае — вмешательстве РФ в территориальную целостность какой-либо страны-участницы ОДКБ, нарушение её политического суверенитета, или же экономических споров РФ и стран-членов ОДКБ (пример Республики Беларусь). Очень маловероятно, что ОДКБ будет вводить свои войска не территорию РФ, так как управляется ОДКБ российским же генералом, а вот на своей территории, на которой присутствуют российские военные базы, войска стран членов (опять не самого ОДКБ) ОДКБ могут некоторым образом повлиять на ситуацию.

Кстати Президент Беларуси (Беларусь — член ОДКБ) был очень недоволен желанием ОДКБ не вмешиваться в конфликт, происходивший в Киргизии (Киргизия — член ОДКБ) и выразил своё сомнение в компетентности ОДКБ как военного блока. Из этого также следует, что ОДКБ как организация вряд ли способна противостоять РФ.

7. Исторические разногласия. Что для России и ОДКБ навсегда различно?

Отношение к продаже природных ресурсов, в особенности — углеводородов, что уже не раз являлось катализатором напряжённости отношений между Россией и Украиной, Россией и Беларусью. Желание крупного российского бизнеса завладеть национальными газовым и нефтяными компаниями бывших советских республик, в том числе и стран-членов ОДКБ неприемлемо политическими элитами этих стран и может послужить серьёзным поводом для разлада в отношениях, в случае своего возникновения.

Также, в перспективе у РФ и государств-членов ОДКБ могут возникнуть территориальные споры в связи с тем, что после распада СССР по административным его границам многие территории, исконно принадлежавшие России, да и очень многие граждане России оказались на территории государств-членов ОДКБ. Однако, следуя из истории о невмешательстве ОДКБ в Таджикский (1992) Киргизский (середина 2000х годов — наши дни), в конце концов грузино-осетинский (2008) конфликты, вряд ли ОДКБ как организация будет бороться против РФ в случае нарушения ею территориальной целостности или предъявления территориальных претензий другой стране-члену ОДКБ.

8. Потенциал сотрудничества. Что Россия и ОДКБ могут сделать вместе?

Потенциал сотрудничества РФ и ОДКБ достаточно велик. Обуславливается это тем, что РФ и все страны-члены ОДКБ раннее входили в СССР, имеют общую политическую, культурную, хозяйственную и военную историю, по сей день мощно интегрированы друг в друга, что необходимо для поддержания многих жизненно-важных элементов советской ещё экономической и военной инфраструктуры, соответственно, вполне свободно , на добрососедских началах могут строить отношения друг с другом и выполнять те задачи, для которых создавалась ОДКБ — проводить совместные военные учения, вести противодействие терроризму, торговле наркотиками и людьми, совместно бороться с последствиями природных и техногенных ЧС. Сотрудничество в рамках ОДКБ будет также создавать предпосылки для эффективного сотрудничества между нашими странами и в других областях.

 
Свежие публикации

Top!