Вторник, 21 Ноябрь 2017
ПЕРВЫЙ В РОССИИ САЙТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
 
Главная arrow Геополитические доктрины arrow Россия и НАТО — стратегия сотрудничества - Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. VII.1)

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ


Дискуссионная трибуна
Мировая политика в лицах
Лидерство в мировой политике
Геополитические доктрины
 
Материалы
Библиотека
Сравнительная политология
Теория Мирового Политического Процесса
Работы студентов и аспирантов
 
Поиск по сайту
Авторизация





Забыли пароль?
Статистика
посетителей: 1295050
Россия и НАТО — стратегия сотрудничества - Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. VII.1) Версия для печати Отправить на e-mail
Вторник, 01 Март 2011

Дарья Гревцова
Студентка 511 группы факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова

Часть VII. Россия и международные организации - Геополитическая стратегия Российской Федерации

Россия и НАТО — стратегия сотрудничества (Ч. VII.1)

1. Чем выгодны России отношения с НАТО?

России выгодны отношения с НАТО по целому ряду причин:

  1. Для достижения консенсуса, выработки совместных решений и действий по целому ряду вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе. 
  2. Для сотрудничества в ряде ключевых областей:
    1. борьба с терроризмом,
    2. антикризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями 
    3. противоракетная оборона театра военных действий, защита войск в совместных районах действий
    4. военное сотрудничество, подготовка и проведение учений 
    5. поисково-спасательные операции на море
  3. Сотрудничество с НАТО покажет Россию как влиятельного игрока на мировой арене, к мнению которого необходимо прислушиваться.
     
  4. Партнерство, участие во всевозможных встречах позволит России отслеживать ситуацию, делать выводы, прежде всего, в своих интересах, быть в курсе событий, доносить свою позицию по разработке тех или иных документов.
  5. Сотрудничество с НАТО снижает риск угрозы безопасности России, позволяет избежать наращивания военного потенциала.

2. Механизмы реализации стратегии.

За последние шесть лет Совет Россия-НАТО разработал ряд проектов по практическому сотрудничеству в следующих сферах, представляющих общий интерес.

Борьба против терроризма. В декабре 2004 г. на заседании СРН на уровне министров иностранных дел был утвержден комплексный План действий СРН по терроризму, направленный на повышение уровня общей координации и стратегического сотрудничества в рамках СРН. С декабря 2004 г. осуществляется совместная предварительная подготовка российских кораблей для участия в военно-морской контртеррористической операции НАТО «Активные усилия», проходящей в Средиземном море.

Сотрудничество по Афганистану. Реализация пилотного проекта СРН по обучению и подготовке персонала из Афганистана и стран Центральной Азии по борьбе с наркотиками началась по инициативе министров иностранных дел стран-членов СРН в декабре 2005 г. Проект призван оказать содействие в противодействии угрозе незаконного оборота наркотиков из Афганистана. В рамках проекта СРН уже прошли подготовку около 450 офицеров из шести стран, для которых предназначается данная программа.

Наземные транзитные перевозки для обеспечения деятельности МССБ. В марте 2008 г. была заложена основа договоренности, призванной способствовать осуществлению транзитных перевозок через российскую территорию невоенных грузов НАТО, государств-членов НАТО и других стран, принимающих участие в деятельности Международных сил содействия безопасности в Афганистане, для целей обеспечения деятельности МССБ в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН1386.

Военное сотрудничество. В целях повышения оперативной совместимости вооруженных сил НАТО и России была создана программа, важной составляющей которой является подготовка и проведение учений.

Поисково-спасательные операции на море. В июне 2005 г. Россия приняла участие в самых крупномасштабных поисково-спасательных учениях в истории НАТО «Сорбет Рояль». Приобретенный опыт и установившиеся в ходе данного учения связи способствовали успешному проведению спасательной операции в реальных условиях в августе 2005 г. у побережья российского полуострова Камчатка.

Центр социальной адаптации Россия–НАТО. Центр социальной адаптации Россия–НАТО для уволенных в запас военнослужащих был создан в Москве в июле 2002 г. Для расширения деятельности центра в марте 2003 г. были открыты шесть региональных филиалов. Свыше 2000 бывших военнослужащих из вооруженных сил России прошли переподготовку. Около 85% из них нашли работу в гражданском секторе в результате обучения или содействия, полученного в отделе Центра по трудоустройству.

ПРО ТВД. В 2003 г. было проведено исследование по вопросам противоракетной обороны театра военных действий, призванной обеспечить защиту войск в совместных районах действий, в рамках которого оценивались возможные уровни оперативной совместимости систем ПРО ТВД России и стран НАТО. По данному направлению также проводились три командно-штабных учения, первое из которых прошло в Соединенных Штатах в марте 2004 г., второе — в Нидерландах в марте 2005 г. и третье — в России в октябре 2006 г.

Планирование использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий террористических актов стала одним из основных направлений деятельности. Два учения, проведенных в России — в Богородске (2002 г.) и в Калининграде (2004 г.), а также учения, состоявшиеся в Монтелибретти в Италии (2006 г.) способствовали выработке конкретных рекомендаций по ликвидации последствий.1.

3. Интересы. Что хочет Россия от НАТО сейчас?

Сейчас Россия от НАТО хочет того, чтобы к ней прислушивались, не угрожали ее безопасности (не развертывали систему ПРО около границ), прекратили свое расширение на Восток. Важно, чтобы НАТО отвечал за вопросы военной безопасности в рамках своей компетенции, а не занимался проблемами ценообразования на энергоносители или вопросами альтернативных маршрутов поставки газа, вторгаясь тем самым в область компетенции Европейского союза. С экономической точки зрения, транзит грузов, закупка наших вертолетов для афганских нужд для России очень выгодна, эти договора способны принести миллионы долларов в месяц в российский бюджет. Большим плюсом станет признание независимыми суверенными государствами Абхазию и Южную Осетию, а также подтверждение факта агрессии Грузии в грузино-южноосетинском конфликте 2008 года.

4. Механизмы реализации интересов.

Россия реализует свои интересы через диалог с НАТО, что и произошло на совете Россия-НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 года. Если это пример мягкой силы, то Россия может применить и угрозы, как это было сделано во время ситуации по размещению ПРО около ее границ. На что президент Медведев пообещал в ответ расстановку военного-комплекса «Искандер» в Калининграде. После этого было принято решение, что Россия и НАТО будут совместно разрабатывать европейскую систему противоракетной обороны и оценивать угрозы безопасности.

5. Угрозы и конфликтный потенциал. Чем опасны для России отношения с НАТО? Как НАТО может противостоять России?

Основную угрозу для России составляют попытки Североатлантического альянса обрести свои глобальные функции, подвинуть свою военную инфраструктуру к границам Российской Федерации и действовать вопреки международному праву и положениям Организации объединенных наций.

В Доктрине информационной безопасности РФ в качестве одного из источников реальных угроз называется направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере деятельность «иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур».

Очевидно, что НАТО формально соответствует как минимум двум из названных характеристик, являясь военно-политической организацией, то есть может выступать источником таких угроз. Являясь не только межправительственной организацией, но и союзом государств, он вполне способен угрожать российской национальной безопасности, в т. ч. в информационной сфере. К угрозам, названным в упомянутой выше Доктрине и не требующим применения специальных технических средств, а значит потенциально поддающимся созданию силами специалистов в области общественной дипломатии, можно отнести следующие: усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур, девальвация духовных ценностей, пропаганда противоречащих нашей традиции ценностей и образцов массовой культуры, манипулирование информацией — дезинформация, сокрытие или искажение информации. Безусловно, в случае обострения двухсторонних отношений между Россией и НАТО структуры общественной дипломатии Альянса могут быть в полной мере задействованы на обработку общественного мнения нашей страны для подрыва авторитета российских властей и дискредитации вооруженных сил, а также для демонстрации «взвешанной позиции» Запада в конфликте с Кремлем. В профессионализме специалистов НАТО в этой области можно не сомневаться.

Нежелание натовских «новобранцев» (прежде всего, Польши и прибалтийских стран) ратифицировать адаптированную версию Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), попытки США развернуть в Польше и Чехии Третий позиционный район стратегической противоракетной обороны, а также решения на пути к дальнейшему расширению Альянса на Восток несмотря на категорические протесты Кремля приводят к резкому усложнению двусторонних отношений. Президент РФ Д. А. Медведев заявил о том, что «ни одно государство не может быть довольно появлением представителей военного блока у собственных границ», и что ситуация с развитием сотрудничества НАТО с Украиной и Грузией является «крайне опасной для существующей структуры европейской безопасности».2.

6. Исторические разногласия. Что для России и НАТО навсегда различно?

НАТО создавалось с целью мирового господства США над энергетическими ресурсами других стран. Все это приведет к появлению новой сверхдержавы, конкурентов которой нет в мире. Это грозит безопасности других стран, в том числе и России. Отсюда, интересы НАТО противостоят интересам России.

7. Потенциал сотрудничества. Что Россия и НАТО могут сделать вместе?

Россия и НАТО могут сотрудничать по целому ряду областей: борьба с терроризмом, антикризисное регулирование, контроль над вооружениями, защита войск в совместных районах действий, военное сотрудничество, подготовка и проведение учений, поисково-спасательные операции на море. А также, взаимный контроль и сдерживание друг друга.

1. Совет Россия-НАТО// Постоянное представительство России при НАТО. http://natomission.ru/cooperation/nrc/

2. Алексей Рогозин: «„Общественная дипломатия“ НАТО и угрозы информационной безопасности России»// Молодежная Общественная палата. http://www.molpalata.ru/opinions/more/?id=5 (05.12.2008)

 
Свежие публикации

Top!