Вторник, 21 Ноябрь 2017
ПЕРВЫЙ В РОССИИ САЙТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
 
Главная arrow Геополитические доктрины arrow Россия и Африка - Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. V)

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ


Дискуссионная трибуна
Мировая политика в лицах
Лидерство в мировой политике
Геополитические доктрины
 
Материалы
Библиотека
Сравнительная политология
Теория Мирового Политического Процесса
Работы студентов и аспирантов
 
Поиск по сайту
Авторизация





Забыли пароль?
Статистика
посетителей: 1295064
Россия и Африка - Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. V) Версия для печати Отправить на e-mail
Вторник, 01 Март 2011

Дарья Мельникова
Студентка 511 группы факультета политологии МГУ имени М. В.Ломоносова

Часть V. Россия и Африка - Геополитическая стратегия Российской Федерации

Стратегия взаимодействия России и Африки: на примере Южно-Африканской республики

ЮАР — общая характеристика

На сегодняшний день Южно-Африканская Республика представляет собой один из наиболее многообещающих рынков среди всех стран третьего мира. Экономика Южно-Африканской Республики содержит в себе уникальное сочетание социально-экономических факторов, присущих как развитым странам, так и странам третьего мира. Наличие развитой экономической инфраструктуры, широкой технологической базы, высококвалифицированного управленческого и инженерно-технического персонала, а также обширного рынка довольно дешевой квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы сделали ЮАР крайне привлекательной и выгодной для свободной предпринимательской деятельности и инвестиций иностранного капитала. Крупнейшие международные инвестиционные компании выделяют Южную Африку, как развивающийся рынок с наиболее благоприятными условиями для иностранных инвестиций. Такие международные рейтинговые агентства, как Standard & Poor's, Moody`s и Duff & Pheebs, в последние несколько лет только повышали рейтинг Южной Африки.

1. Стратегия. Чем выгодны для России отношения с Африкой в принципе

1.1. Ресурсы

Богатейшая сырьевая база. По запасам целого ряда минералов, таких, как золото, металлы платиновой группы, марганец, алюминоглюкаты, Южная Африка занимает первое место в мире. Наличие широчайшего спектра добываемых полезных ископаемых.

1.2. Капиталовложения

Развитый финансовый рынок, отличающийся четкостью и надежностью банковского обслуживания и страхового обслуживания.
Фондовая Биржа в Йоханнесбурге (JSE) является одной из 15 крупнейших во всем мире

1.3. Сотрудничество в сфере высоких технологий

Рынок мобильных услуг и IP-технологий Южной Африки демонстрирует один из самых высоких темпов развития в мире. ЮАР известна своими инновационными горными технологиями и разработками шахтного оборудования. Южная Африка также является пионером и мировым лидером исследований по поиску новых источников энергии, в том числе в получении нефти из угля (компания Sasol) и нефти из газа (компания PetroSA).

1.4. Развитие двухсторонних отношений

В целях активизации партнерства с континентом ведется совершенствование договорно-правовой базы торгово-экономических отношений со странами Африки, придание более эффективного характера деятельности двусторонних межправительственных комиссий по экономическому, научно-техническому и торговому сотрудничеству.

Анализируя сотрудничество России и ЮАР за последние годы, можно выделить наиболее перспективными направлениями российско-южноафриканского сотрудничества: геологоразведка, добыча и переработка полезных ископаемых, строительство энергетических объектов, включая ГЭС, сооружение нефте- и газопроводов, развитие транспортной инфрастуктуры (как в ЮАР, так и на Юге Африки в рамках программы НЕПАД), машиностроение, сельское хозяйство, военно-техническая сфера. Приоритетные направления — наука и технологии, ядерная энергетика, исследование космического пространства, а также сотрудничество регионов России и провинций ЮАР. Есть позитивные предпосылки для дальнейшего укрепления и наращивания взаимодействия с бизнес — структурами ЮАР.

1.5. Географическое положение:

Наличие крупных коммерческих портов, гарантирующих Южной Африке выход на все морские направления: в Азию, Европу, Америку и к другим странам Африканского континента, дает широкие возможности для сотрудничества как в экономической (транспортировка грузов) так и в военной сфере (создание баз для поддержания контингента ВМФ РФ в зоне Аденского залива)

2. Механизмы реализации стратегии.

  1. Необходима государственная стратегия России по отношению к Африке. На сегодняшний день есть заявления, а государственной стратегии нет. Она была при Советском Союзе.
  2. Необходимо делать ставку на двусторонние отношения и применительно к каждой стране выстраивать политику взаимной выгоды, взаимных преференций. Для этого у нас еще сохраняется ресурс задолженности африканских стран перед Россией. Здесь уже говорили о том, что Россия списала порядка 20 миллиардов долларов, но потенциал еще велик и ресурс растрачивается пока неэффективно.
  3. Необходима система внешнеполитической защиты российского бизнеса. Кроме создания механизмов финансовой поддержки, я бы рекомендовал работать над созданием механизм страховой поддержки. Потому что определенная проблема, из-за которой российский бизнес не хочет идти в Африку, в том, что в Африке не существует национальных крупных страховых компаний и не представлен российский страховой бизнес, что также осложняет развитие.
  4. Все международные связи, международные институты должны быть задействованы на защиту наших интересов в Африке.
  5. необходимо расширять сферу экономических интересов. Потому что на сегодняшний день сфера очень узка, и не нужно замыкаться только на природные ресурсы. Есть интересные направления. Это и инфраструктура, в т.ч. транспортная, медицина, телекоммуникационные, спутниковые, интеллектуальные услуги, образование и многое другое.
  6. Интересы. Что хочет Россия от Африки сейчас — Восстановление двусторонних отношений. — Создание плацдарма для будущего экономического, технического, научного сотрудничества. — Реализация программ сотрудничества в космической отрасли. — Увеличение доли российских компаний на рынках Южной Африки.
  7. Механизмы реализации интересов — Подписание различного рода соглашений о сотрудничестве с российскими финансовыми и промышленными корпорациями. — Налаживание двусторонних отношений на высшем уровне. — Совместное участие в переговорах и форумах. — Создание координационных комитетов по развитию сотрудничества в различных областях экономики, науки, инновационных технологий.
  8. Угрозы — Одним из препятствий для реализации наших интересов в Африке, является политическая нестабильность во многих странах континента и те многочисленные конфликты, которые там происходят, связанные с религиозными, этническими и иными мотивами. — Участившиеся случаи пиратства (захват грузов) на морских маршрутах. — Высокая конкуренция с КНР на рынке экспорта вооружений.
  9. Конфликтный потенциал. — ЮАР, как страна достаточно удаленная от России, не владеющая ядерным потенциалом, может угрожать отношениям между нашими странами исключительно экономическими методами.  — Закрытие портов или своих территориальных вод для прохода судов торгового флота РФ — Ужесточение условий для ведения сотрудничества в сфере экономики, науки.
  10. Исторические разногласия — На рубеже 50-60-х годов в государственных и культурных учреждениях и организациях Советского Союза были созданы африканские отделы и секторы. В ЦК КПСС — сектор Африки, в министерстве иностранных дел — африканский отдел, в Академии наук СССР — Институт Африки. В дополнение к существовавшей давно кафедре африканистики Ленинградского государственного университета были созданы кафедры африканистики в Московском государственном университете и Московском государственном институте международных отношений.

    СССР был инициатором принятия на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 г. "Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам" и стремился установить дипломатические, деловые, общественные и культурные связи с каждой из африканских стран сразу после провозглашения независимости. Советский Союз оказывал этим странам финансовую, материальную и техническую помощь, посылал горных инженеров, врачей, специалистов в различных сферах деятельности.

    Однако взаимная эйфория — в СССР и в африканских странах — постепенно угасала. В Африке нарастало разочарование тем, что СССР и другие страны социалистического лагеря не смогли оказать значительную экономическую помощь. А Советский Союз убеждался, что развитие африканских стран идет не так, как ожидали в Москве.

    После распада СССР, Россия столкнулась со множеством экономических, политических, социальных проблем. В связи с чем отношения между нашими странами было практически сведено к минимуму, Россия сократила число посольств в Африке, экономическое сотрудничество пришло в упадок.

    На данный момент, Россия старается упрочить свои позиции в Южной Африке.

    Имея определенный опыт, накопленный в свое время СССР , Россия небезуспешно восстанавливает отношения с ЮАР, входя в стадию выгодной обоим странам «перезагрузки отношений».
  11. Потенциал сотрудничества — Российские энергетики изучают возможности сотрудничества в области электроэнергетики с южноафриканским холдингом Eskom в регионе, в рамках реализации проектов, которые предусматривают строительство гидроузла на р. Конго и «закольцовку » энергосистем ЛЭП пяти африканских стран (Намибия, ЮАР, Ангола, Ботсвана и ДРК). — Южноафриканцы проявляют заинтересованность в сотрудничестве с Россией в таких областях, как спутниковая связь и навигация, дистанционное зондирование Земли из космоса и т. д. — ЮАР приняла собственную амбициозную космическую программу, которая осуществляется при содействии России. Потенциал сотрудничества в сфере космоса достаточно важен для обеих стран.

 

 
Свежие публикации

Top!