Вторник, 21 Ноябрь 2017
ПЕРВЫЙ В РОССИИ САЙТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
 
Главная arrow Геополитические доктрины arrow Арктическая стратегия России - Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. IV.1)

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ


Дискуссионная трибуна
Мировая политика в лицах
Лидерство в мировой политике
Геополитические доктрины
 
Материалы
Библиотека
Сравнительная политология
Теория Мирового Политического Процесса
Работы студентов и аспирантов
 
Поиск по сайту
Авторизация





Забыли пароль?
Статистика
посетителей: 1295056
Арктическая стратегия России - Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. IV.1) Версия для печати Отправить на e-mail
Вторник, 01 Март 2011

Анна Витвицкая
Анна Тверитина

Студентки 511 группы факультета политологии МГУ имени  М. В. Ломоносова

Часть IV. Полюсная политика Россиии - Геополитическая стратегия Российской Федерации

Арктическая стратегия России  (Ч. IV.1)

Арктика — общая характеристика

Сегодня Север, а именно Арктика, как ни парадоксально бы это звучало, самый жаркий регион в мире. Это пути переплетения интересов различных государств и стратегический регион для всего человечества. Арктика — это территория диалога и переговоров.

По общепринятым географическим данным Арктикой считается район, расположенный севернее полярного круга, его площадь всего 21 млн.кв.км. Арктика обрамляется землями Швеции, Норвегии, Финляндии, России, Канады, США (Аляска), Дании (остров Гренландия) и Исландии. Это край, где летом 24 часа в сутки солнце, а зимой — затяжные ночи, которые озаряются полярными сияниями. Это мир морозов, метелей, дрейфующих льдов, обширных ледников и арктических пустынь.1

И если раньше Арктика привлекала внимание ученных и путешественников своими тайнами и загадками, будь то прекрасное северное сияние или необычная природа, то теперь тут совсем другие интересы.

Во-первых, Арктика обладает практически всеми видами природных ресурсов. По данным геологической службы США, дно Северного Ледовитого океана содержит около 25% мировых запасов углеводородов, богатые залежи золота, алмазов, олова, платины, никеля, марганца и свинца. Помимо энергетических запасов, в шельфовой зоне в будущем могут разрабатываться месторождения серебра, железа, полиметаллических руд.

По данным ООН, месторождения арктической нефти превышают 100 млрд. тонн, это в 2,5 раза больше всех ресурсов России.

Довольно долгое время эти биоресурсы и полезные ископаемые не осваивались из-за труднодоступности. Но, по прогнозам ученых и специалистов, уже к 2040 году из-за глобального потепления большая часть Северного Ледовитого океана будет свободна от льда, это позволит начать их широкомасштабную добычу. Уже один этот факт способен вызвать настоящую войну за то, кому достанутся такие богатства. Как говорится “у кого нефть, тот и правит балом”.

Во-вторых, Арктика — это ещё и Северный морской путь. Поэтому таяние льдов таит в себе ещё один сюрприз. При таком раскладе, путь, который не функционирует после распада СССР, может ожить. Тогда борьба развернется ещё и за контроль над открывшимся транспортным коридором.2

Ещё больше осложняет проблему отсутствие юридически закрепленных границ не просто Арктики, но территорий других государств в Арктике. Правовой режим Арктики фрагментарно закреплен в законодательствах арктических стран. Большинство же международных договоров об Арктике, регламентируют лишь защиту окружающей природной среды3

— Нуукская Декларация об окружающей среду и развитии Арктики от 16.09.1993 года (была подписана Министрами Арктических стран — Канады, Дании, Норвегии, РФ и США) 

— Илулиссатская Декларация от 28.05.2008 года, подписана в Гренландии (принята представителями Канады, РФ, Дании, Норвегии и США) — Декларация министров окружающей среды Финляндии, Норвегии, Швеции, РФ от 09.11.2007 года.

По международным соглашениям Арктику нельзя использовать в военных целях, то есть нельзя строить военные базы, запрещены пролеты военных самолетов над воздушным пространством и испытания оружия массового поражения.

Между тем, между основными арктическими странами, претендующими на кусок “сладкого пирога”, отсутствуют соглашения, которые бы определяли права отдельной страны на дно Северного Ледовитого океана и, соответственно, на добычу природных ресурсов. Хотя, ещё в 1920-е годы, Арктику поделили на сектора. (Тогда на нее претендовали пять стран — СССР, Норвегия, Дания, США и Канада). Каждая страна проложила свои границы по меридианам до Северного полюса. Арктика стала похожа на большой пирог, разрезанный на пять кусков. Самый большой, понятное дело, достался России — около трети полярного шельфа. Но тогда, в условиях недоступности данных территорий, это мало кого взволновало. Но льды начали таять и все резко изменилось...Начался передел Арктики.

В 1982 году была подписана Конвенция ООН по морскому праву, которую в 1997 году ратифицировала и России. По этому документу экономические границы государства могут простираться не дальше чем на 370 км от своих берегов. Распространять, разведывать и разрабатывать залегающие на дне ресурсы, таким образом, можно лишь в пределах этой зоны.

Новый толчок в разделе Арктики был дан в 2001 году, когда Россия подала заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа с целью закрепить за собой обширные арктические участки.

Тем временем все больше стран заявляют свои права на участие в разделе Арктики (Великобритания, Китай...)

1. Стратегия России

После первого шага России, а именно подачи в ООН заявки, стало ясно, что этим ограничиваться не стоит. И....
В 2008 году президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым был подписан документ “Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу”4.

В документе изложена стратегия действий России в Арктике. По ней, стратегическими приоритетами государственной политики являются:

  • а) осуществление активного взаимодействия Российской Федерации с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов Российской Федерации, а также для решения вопросов международно-правового обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации;
  • б) наращивание усилий приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил;
  • в) укрепление на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона, добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды в Арктике;
  • г) содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • д) активизация участия российских государственных учреждений и общественных организаций в работе международных форумов, посвященных арктической проблематике, включая межпарламентское взаимодействие в рамках партнерства Россия — Европейский союз;
  • е) разграничение морских пространств в Северном Ледовитом океане и обеспечение взаимовыгодного присутствия России на архипелаге Шпицберген;
  • ж) совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации, в том числе за счет расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в Арктике;
  • з) улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике;
  • и) развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации за счет использования перспективных технологий;
  • к) модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации. 
В двух словах, стратегия заключается в оптимизации системы комплексного контроля за обстановкой в Арктике, в сохранении Арктики как зоны мира и сотрудничества, в сбережении её уникальных экосистем, в освоении природных ресурсов, в развитии транспортной и пограничной инфраструктуры и тп.

2. Интересы России в регионе.

Главные цели и интересы тоже прописаны в “Основах государственной политики....”.
Соответственно, главными целями, то есть интересами, являются:

  • а) в сфере социально-экономического развития — расширение ресурсной базы Арктической зоны РФ;
  • б) в сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, пролегающей в Арктической зоне РA — обеспечение благоприятного оперативного режима в Арктической зоне РФ, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск общего назначения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе;
  • в) в сфере экологической безопасности — сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики;
  • г) в сфере информационных технологий и связи — формирование единого информационного пространства Российской Федерации в ее Арктической зоне с учетом природных особенностей;
  • д) в сфере науки и технологий — обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями, включая разработку средств для решения задач обороны и безопасности, а также надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в природно-климатических условиях Арктики;
  • е) в сфере международного сотрудничества — обеспечение режима взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация.

3. Механизмы реализации стратегии и интересов.

Согласно стратегии, вся работа по освоению Арктики разделена на 3 этапа.
К 2010 году должны быть проведены все подготовительные работы, а именно: геолого-физические, гидрографические, картографические и другие работы. Результаты этих трудов будут использованы в обосновании внешней границы Арктической зоны РФ. То есть России нужно доказать, хребет Ломоносова и Менделеева- продолжение континентального шельфа РФ.

До 2015 года необходимо обеспечить международно-правовое оформление Арктической зоны РФ, возможность реализации конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке природных ресурсов.

И, наконец, третий этап: до 2020 года необходимо завершить превращение арктической зоны в ведущую стратегическую ресурсную базу страны.
Но тут и возникают проблемы! Каким образом реализовать эту стратегию в столь конфликтном регионе, где сталкиваются интересы стразу нескольких стран?
Понятно, что никаких жестких первоочередных мер предприниматься не будет. Слишком напряженная зона. В “Основах” это не прописано четко, сказано, что необходимо формировать взвешенную политику и развивать выгодное сотрудничество с приаркти-ческими государствами на основе норм международного права. То есть действовать мягко — экспедиции, сбор данных, установка флага на дне Северного Ледовитого океана, но с намеком — военные учения, тренировки пилотов Дальней авиации РФ, полеты в район Северного полюса и над акваториями Тихого и Атлантического океанов, поход корабельной группы, в числе которой был авианосец, постоянное патрулирование арктической зоны РФ.

Но риск перейти к более жестким мерам очень велик, учитывая действия стран-конкурентов и цену региона. Стратегическое значение Арктики очень велико и просто так её никто не уступит.

4. Угрозы

Самой явной угрозой может стать международный военный конфликт. Хотя ученые и специалисты, а так же высшие должностные лица, отрицают возможность вооруженного исхода событий, считая, что нет никаких непримиримых противоречий в интересах арктических государств, которые бы стребовали силового вмешательства.

При этом каждая страна наращивает военное присутствие в арктической зоне.

Даже если не случится вооруженного конфликта, будет конфликт амбиций, из-за которого возможны ухудшения отношений на долгие годы.

Во-вторых, не уделяя должного внимания или ослабив свои позиции, Россия может лишиться значительной части арктической зоны или приоритета в контроле над Северным морским путем. А это приведет к ослаблению приграничных территорий, военного положения и экономическим издержкам.

5. Конфликтный потенциал (какие страны претендуют на Арктику)

В очередь на Арктику стоят не только страны, которые непосредственно граничат с ней (Россия, Канада, США, Норвегия, Исландия и Дания), но и государства, не имеющие прямого выхода к Ледовитому океану, но считающие себя членами “арктического кооператива”. Причем борьба идет не только с Россией, но и между собой.

В дискуссиях о юрисдикции каждой страны в арктических широтах Россия исходит из секторального принципа. То есть на каждую прилегающую страну предполагается выделить сектор, которые будет ограничен меридианами, проходящими через крайнюю восточную и западную точки её арктической территории.

Норвегия, в свою очередь, опираясь на Конвенцию ООН по морскому праву и на свое понимание Женевской конвенции 1958 года, настаивает на разделении по принципу срединной линии.

Секторальный раздел не устраивает и США, ведь тогда они имеют право рассчитывать лишь на 10% территории Арктики. Начиная с конца 1990-х Америка концентрирует свои основные усилия на постепенном ограничении возможностей других стран в Арктике. Этому способствует и американская противоракетная оборона, первый район которой расположен на Аляске. Будет происходить усиление присутствия Береговой охраны на границу Аляски. В рамках наращивания присутствия США на Севере создается система мелкомасштабных карт Арктики, как поверхности, так и подводной части.
Собственные модели разделения Арктики имеют и Канада с Данией.

Интересна позиция Канады, по словам премьер-министра Стивена Харпера, “вопрос о суверенитете Арктики — это не вопрос. Это наша страна. Это наша собственность. Это наше море. Арктика — канадская”. Власти страны заявили, что намерены разместить в Арктике первый канадский порт, в который смогут заходить глубоководные суда, будет создана учебная база для подготовки канадских военнослужащих в операциям в суровых арктических условиях. В 2007 году канадские вооруженные силы четыре раза проводили в Арктике военные учения.

Между Канадой и Данией возникли противоречия относительно права владения островком Ханса, расположенного во льдах Северо-Западного прохода, которые соединяет Тихий и Атлантический океаны. (Таяние льдов открыло проход, который сократит маршруты между континентами, соответственно, государство, получившее его в собственность, очень обогатится).

С военными учениями в Арктике спешит и Европа. В 2009 году Парламентом Дании был принят план безопасности на период с 2010-2014 года, где большое внимание уделяется именно Арктике. Дания собирается разместить в этом регионе воинскую часть реагирования и командный пост, из бюджета будут выделяться деньги на укрепление Гренландии.

В 2009 году на заседании Совета министров Северных стран было высказано предложение о формировании сил развертывания в рамках внешней и оборонной политики государств Северного совета. Основу этих сил составят подготовленные и оснащенные военно-воздушные и военно-морские силы Дании, Норвегии и Швеции. Они будут патрулировать воздушные и морские границы на постоянной основе и осуществлять мониторинг над Арктикой.

Помимо этих стран, разрабатывать Арктический шельф готовы ещё, по крайней мере, более 20 государств. Тут снова всплывает вопрос о необходимости пересмотра условных границ Арктики. Этот вопрос активно поддерживается Канадой, США, Японией, Германией и Китаем. Страны-претенденты нашли свой способ внедрения. Они снаряжают экспедиции, основной целью которых является заявление о своих правах на некоторые участки акватории Ледовитого океана. Как это делает, например, Китай, открывший исследовательскую станцию на Шпицбергене и дважды отправлявший в северные моря ледокол “Северный дракон”.

НАТО также никогда не скрывала своих интересов в Арктике. И в первую очередь военных. Вслед за США и Россией, блок заявляет о необходимости создания на крайнем севере своих военных баз для отстаивания интересов участников альянса5.
Как видно, регион, вопреки природе и общепризнанному мнению, очень жаркий.

6. Исторические разногласия

Основные разногласия, которые не удалось преодолеть до сих пор, касаются того, каким же все- таки образом разделить Арктику, и чьи претензии на неё обоснованы в большей степени.

Достаточно вспомнить какой шум вызвал установленный на дне Ледовитого океана российский флаг. Канадские власти восприняли это как “покушение на суверенитет страны”. Дания вообще предпочла воспринять это как шутку.

Мнение России о том, что хребет Ломоносова является продолжением континентально шельфа идет вразрез с мнением Дании, которая утверждает, что подводный хребет – это продолжение острова Гренландия, но никак не Сибири. На него, кстати, претендует и Канада.

Ставится под сомнение и возможность контроля Россией над Северным морским путем. США и Норвегия оспаривают вывод федерального закона РФ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ”.

7. Потенциал сотрудничества

Арктический раскладНесмотря на сложность обстановки и особый характер региона, нельзя не отметить существующие и возможные сотрудничества приарктических стран.

Во-первых, Арктический совет, международная организация, созданная по инициативе Финляндии в 1996 году для защиты уникальной природы северной полярной зоны.

Членами совета являются восемь приарктических стран: Дания, Финляндия, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, Швеция и США.

Во-вторых, “Северное измерение”- международный проект ЕС, который охватывает страны Северной Европы и Россию. Проект рассматривает проблемы и возможности в регионах и направлен на укрепление сотрудничества между ЕС и северными государствами и Россией.

Россия активно сотрудничает с Норвегией в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Подписания этого соглашения ждали около 40 лет. Теперь 175 тысяч квадратных километров морского пространства, включая Варяжский залив Баренцева моря поделятся поровну и обретут четкие границы для этих стран.

Учитывая, что желающих получить свой кусок Арктики с каждым разом все больше и больше, некоторые страны могут пойти по пути образования коалиций для совместных действий. Не исключено, что такого рода союз возможен у России с Данией. Если мировое сообщество и ООН признают, что хребет Ломоносова является как частью континентального шельфа России, так и подводным продолжением острова Гренландия, то две страны могут договориться о совместной разработке данной территории. Повторю слова многих ученых и специалистов, которые наблюдают за дележкой “сладкого пирога”, “Арктика- это прежде всего территория диалога. И страны не должны забывать об этом”.

1. Об Арктике [Электронный ресурс] // Русское географическое общество [Сайт]. URL: http://www.rgo.ru/

2. Россия вступила в борьбу за передел территорий на Южном и Северном полюсах [Электронный ресурс] / Новости [сайт]. URL: //http://www.news.ru.com/

3. Об Арктике [Электронный ресурс] // Русское географическое общество [Сайт]. URL: http://www.rgo.ru/

4. Российская газета. Выпуск № 4877 от 30 марта 2009 года

5. Деловая газета Взгляд от 30 января 2009 года.

 
Свежие публикации

Top!