Вторник, 21 Ноябрь 2017
ПЕРВЫЙ В РОССИИ САЙТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
 
Главная arrow Геополитические доктрины arrow Россия и КНР — стратегия взаимодействия - Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. III.4)

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ


Дискуссионная трибуна
Мировая политика в лицах
Лидерство в мировой политике
Геополитические доктрины
 
Материалы
Библиотека
Сравнительная политология
Теория Мирового Политического Процесса
Работы студентов и аспирантов
 
Поиск по сайту
Авторизация





Забыли пароль?
Статистика
посетителей: 1295058
Россия и КНР — стратегия взаимодействия - Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. III.4) Версия для печати Отправить на e-mail
Воскресенье, 27 Февраль 2011

Евгений Ивлев
Студент 511 группы факультета политологии МГУ имени  М. В. Ломоносова

Часть III. Россия и Азия - Геополитическая стратегия Российской Федерации

Россия и КНР — стратегия взаимодействия (Ч. III.4)

1. Основные направления взаимодействия России и КНР

  • энергетическое сотрудничество (атомная энергетика, экспорт нефти) 
  • военное сотрудничество  
  • научно-техническая сфера (идёт очень медленно)

2. Интересы России

На сегодняшний день экспорт, главными статьями нашего экспорта в КНР остаются нефть, химические удобрения, лес-кругляк (в Китае он превращается в палочки для еды, высококачественную мебель и пр. — в результате леса в Читинской области практически исчезли (осталось 10%), в том числе с «помощью» китайцев). В военной сфере существует гипотеза о том, что китайский интерес к России начинает ослабевать, т.к. КНР в этом отношении решила переориентироваться на Европу. Серьезным пробелом в российско-китайском сотрудничестве является научно-техническая сфера. Создание совместных технопарков, совместных НИОКР продвигается крайне медленно. КНР сотрудничает с Россией прежде всего в тех областях, где США и Запад отказываются от сотрудничества.

3. Что хочет Россия от Китая сейчас:

Торгово-экономическая сфера:

  • строится нефтепровод в Китай (другая ветка нефтепровода идёт к берегу Тихого океана для экспорта в США и Японию). Это позволит создать транс-евразийскую систему нефтепроводов, где РФ будет ключевым звеном;
  • Альтернативный рынок сбыта российского сырья. Это обеспечит энергетическую безопасность РФ;
  • Сотрудничество в военной сфере (в рамках ШОС): проведение совместных учений, встречи военного руководства, обмен опытом;
  • Также интересом России является ограничение влияния Китая на республики Средней Азии, которые традиционно являются сферой влияния РФ (ресурсы этих республик РФ хочет добывать сама);
  • Торговля оружием, но недопущение нелицензионного копирования вооружений и выпуск их под китайской маркой;
  • Сотрудничество в сфере образования: студенческие обмены, научно-образовательное сотрудничество, диалог научных школ — для сохранения доброжелательных отношений;
  • Пресечение китайской стороной нелегальной миграции из КНР в особенности в слабо заселённые районы Сибири и Дальнего Востока. Предотвращение незаконной экономической деятельности граждан КНР;
  • Согласование позиций по обеспечению международной безопасности (в рамках Совета Безопасности ООН и ШОС);
  • Китай — рынок сбыта высокотехнологичной продукции РФ;
  • Строительство АЭС на территории КНР по российским технологиям с дальнейшими поставками топлива для них;
  • Препятствование стратегическому сближению США и КНР;
  • Россия хочет много китайских инвестиций.

4. Механизмы реализации интересов:

В случае с Китаем возможно применение исключительно несиловых методов (недопущение войны между Россией и КНР). Хотя военное столкновение между Россией и Китаем практически невозможно, ввиду наличия у обеих держав ядерного оружия, а также их географической близости.

По состоянию на 2009 год, Китай является обладателем ядерных средств глобального масштаба наземного и морского базирования, среди которых МБР наземного базирования, ракеты средней дальности, бомбардировщики, способные доставить ядерные заряды на дальность до 2500 километров. Программа развития ядерных сил КНР предусматривает увеличение численности МБР, оснащение их разделяющимися боеголовками индивидуального наведения, строительство подводных ракетоносцев, принятие на вооружение новых самолетов носителей ядерного оружия (в основном средней дальности).

Заключение долгосрочных договоров на поставки нефти в Китай.

Строительство Росатомом станций в КНР по российским технологиям.

Софинансирование НИОКР истребителя 5-го поколения, лицензирование производимой в Китае техники. Жёсткие ноты протеста в случае копирования военной техники без лицензий.

Ужесточение пограничного контроля (в том числе таможенного) на российско-китайской границе.

В образовательной сфере основным механизмом является заключение договоров о сотрудничестве между крупнейшими университетами РФ и КНР.

5. Угрозы:

Потенциальная военная угроза (само наличие на границе такого мощного, динамично развивающегося, в том числе в военном отношении, государства как КНР, не может не беспокоить Россию).

Наличие у Китая ядерного оружия и средств доставки, способных нанести удары по центральным регионам России, в том числе Москве, а также МБР, способных поразить объекты на всей территории РФ. Особую озабоченность вызывает программа строительства флота Китаем, постановка на вооружение новейших моделей кораблей многих классов в значительном количестве. Китайское руководство уже ведёт работы по созданию авианосцев. Угроза: количественное и качественное доминирование на морских ТВД китайского флота.

Экономические угрозы: Китай происходит большое количество продукции, которые вытесняют отечественную продукцию лёгкой, химической и машиностроительной промышленности с нашего рынка. Наш товар становится неконкурентоспособен. Китай конкурирует с Россией на рынке вооружений, предлагая более дешёвую аналогичную продукцию. Конкуренция на третьих рынках (Средняя Азия, Монголия).

Демографическая угроза — угроза заселения слабо населённых районов Сибири и дальнего Востока китайскими мигрантами.

6. Потенциал сотрудничества:

Предполагается организовать полноценную экономическую кооперацию, высокотехнологичный научный обмен, активизировать инвестиционное сотрудничество (китайские инвестиции — одна из реальных возможностей развития дальневосточных регионов РФ), развивать банковскую инфраструктуру и т. д. это возможно лишь в том случае, если Россия начнёт производить конкурентоспособную продукцию, будет поставлять в Китай что-нибудь кроме леса и нефти.

Создание полноценной системы коллективной безопасности в рамках ШОС (маловероятно, т.к. КНР рассматривает ШОС преимущественно как площадку для экономического сотрудничества).

 
Свежие публикации

Top!