Вторник, 21 Ноябрь 2017
ПЕРВЫЙ В РОССИИ САЙТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
 
Главная arrow Геополитические доктрины arrow Россия и Европа - Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. II)

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ


Дискуссионная трибуна
Мировая политика в лицах
Лидерство в мировой политике
Геополитические доктрины
 
Материалы
Библиотека
Сравнительная политология
Теория Мирового Политического Процесса
Работы студентов и аспирантов
 
Поиск по сайту
Авторизация





Забыли пароль?
Статистика
посетителей: 1295061
Россия и Европа - Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. II) Версия для печати Отправить на e-mail
Суббота, 26 Февраль 2011

Волошин А.И.,
Алексеева З.И., Беляева Н.А., Витвицкая А.А., Бичай Е.С., Головлева Е.А., Гревцова Д.В., Жукова Д., Иванова А.В., Иванова А.А., Ивлев Е.А., Карклин К.А., Ким А.М., Козьменко Э.А., Колчев Е.В., Косарук Д.В., Косолапов И.А., Купрюхина И.В., Мельникова Д.С., Мочалова Н.А., Писарчук Д.И., Самойлова З., Табаков В.А., Тверитина А.А., Школьная А.С.

Россия и Европа - Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. II) 

Россия и ЕС — стратегия взаимодействия

Отношения России и ЕС занимают уникальное положение в системе внешних связей Российской Федерации. На сегодняшний день главной проблемой российской политики на европейском направлении является отсутствие стратегии определения своего места в европейском контексте. Отсутствуют также четкие механизмы взаимодействия России с ЕС.

Российским интересам в большей степени соответствует гетерогенный, чем централизованный характер Евросоюза, связанный с расширением ЕС. Возможности Москвы влиять на реализацию сценария развития ЕС (гетерогенность или централизация) близки к нулю. Но у России есть возможность поиска союзников, как среди стран-членов ЕС, так и среди институтов Евросоюза для формирования коалиций с целью принятия выгодных для РФ решений. На сегодняшний день для России важно налаживать механизмы взаимодействия с центральными органами ЕС — Комиссией ЕС и Европарламентом.

Отношения России и ЕС пребывают в состоянии неопределенности, несмотря на продолжительный опыт диалога и развитую систему связей на многих уровнях, а также на массивную правовую базу. Неопределенность выражается в первую очередь в неспособности сформулировать стратегические цели отношений, определить общие ценности и интересы и задачи двустороннего сотрудничества. В настоящее время единственным сформулированным тезисом национальной политики по отношению к ЕС является утверждение, что «Россия не стремится к членству в Евросоюзе». В качестве гипотетической невозможности вступления России в ЕС выступает аргумент, что у России значительные географические размеры и относительная экономическая отсталость. Еще одним аргументом выступает отличие российской ментальности от европейской. Но эти аргументы хотя и соответствуют действительности, но не могут считаться основополагающими. Ведь некоторые страны, вступающие в ЕС, имеют более низкие показатели экономического развития и сильно отличную отевропейской ментальность (например, Турция). Возможность вступления России в ЕС имеет долгосрочную перспективу (15-20 лет). Многое будет зависеть от пути, по которому будут развиваться обе стороны. Пока что крупнейшей причиной, которая мешает преодолеть кризис доверия и двусмысленность в отношениях России и ЕС являются ценностный различия обществ и особенно элит.

Россия и ЕС не рассматривают друг друга как противников на международной арене. Вместе с тем, у обоих акторов отсутствует понимание термина «стратегическое партнерство», которое определяет характер отношений между ними. На практике ЕС часто конкурирует с Россией по конкретным экономическим вопросам. Некоторые эксперты считают, что ЕС воспринимает Россию как потенциального противника расширения и стремится блокировать данные действия. России следовало бы приоритетным направлением сделать реализацию конкретных проектов, а не создавать нереалистичных ожиданий и следующих за ними разочарований.

Россия занимает пятое место среди партнеров ЕС в сфере торговли, после США, Швейцарии, Китая и Японии. Россия большей частью экспортирует природные энергоносители и продукты их переработки. Россия занимает наиболее удобное и безопасное положение для маршрута Европа-Азия. Потенциально можно было бы извлекать из своего географического положения экономические выгоды. В то же время ЕС пытается получить выгоды от РФ через усиление своего присутствия на российских транзитных магистралях, в том числе воздушных. Россия недостаточно использует потенциал железнодорожных перевозок Европа-Азия, который способствовал бы ее интеграции с европейским сообществом. В отношениях России и ЕС есть элемент, который создает баланс в их отношениях и выступает защитой от возможных осложнений в отношениях. Таким элементом является экспорт российской нефти и газа странам ЕС. Страны ЕС не проявляют интереса к расширению экспорта российских товаров и рассматривают Россию скорее как рынок собственного сырьевого сбыта. В то же время страны ЕС заняты поиском новых источников природных энергоресурсов, чтобы в перспективе не зависеть от России. Важной с точки зрения геополитического положения в отношениях России и ЕС является Калининградская область. Калининград как административный центр области имеет выгодное географическое расположение и граничит с Латвией и Польшей, которые являются членами Евросоюза.

Отличием двух образований является также политико-экономической системы. Российская система создавалась под влиянием англосаксонской модели и не ориентирована на континентальные стандарты Евросоюза.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС истекло в 2007 году. Новые механизмы сотрудничества 2005 года определялись как «проект четырех общих пространств»: экономического, внутренней безопасности и правосудия, внешней безопасности и науки и образования. Переговорный процесс был плохо скоординирован, и к нему почти не привлекались представителя российского бизнеса. В результате у представителей ЕС появилась возможность принимать решения в свою пользу, особенно в экономической сфере. На практике данный проект должен был вылиться в сближение экономик двух сторон, а также в совместное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом, организованной преступностью и незаконной миграцией, а также в долгосрочной перспективе в отмену визового режима. Переговоры по четырем пространствам продвигаются медленно. 19 октября 2010 года состоялся российско-германо-французский саммит. Его итогом стал план, в соответствии с которым через 10-15 лет Россия и ЕС могут представлять собой единое экономическое пространство, в котором будет введен.

Стратегия взаимодействия России и Восточной Европы

1. Стратегия
При разработке и реализации внешнеполитического курса нашей страны в этом направлении необходимо учесть, что для России эти страны имеет значение, которое трудно переоценить. Это обуславливается геополитическим расположением стран — важное стратегическое «окно в Европу». В долгосрочной перспективе так же немаловажно выделить экономическую составляющую — развитие взаимовыгодных долгосрочных экономических отношений. Стратегия должна заключаться в выработке концепции стратегического партнерства и внешнеполитического взаимодействия, поскольку промежуточное положение стран в долгосрочной перспективе будет складываться не в пользу России — вероятнее всего страны Восточной Европы потянутся к Западу, поскольку последний имеет более высокий потенциал «цивилизационной привлекательности».

2. Механизмы реализации стратегии
Они должны основываться на общем историко-культурном наследии, объединяющем страны Восточной Европы и Россию в историческом контексте. Важным направлением является формирование свободных экономических отношений в этой зоне.

3. Интересы
Несомненно, важнейшей задачей является ограничение влияния Запада на соседние страны (Украина и Беларусь), а также не допущения вступления этих стран в НАТО. Тут приоритетным направлением можно определить формирование альтернативных наднациональных институтов( по типу ОБСЕ). В долгосрочной перспективе — это единая экономическая и административная территория. С Беларусью это уже планируется осуществить в 2012 году. Конечно, важной целью Кремль видит и становление своих собственных управленческих кадров в правительствах этих стран, по аналогии с Чечней или Арменией для оперативного мониторинга политической ситуации в Восточной Европе.

4. Механизмы реализации интересов.
В основном это будут методы «мягкой силы», проведение собственных интересов на высшем государственном уровне посредством тесной взаимосвязи во всем спектре внешнеполитических отношений: — подписание различного рода соглашений о сотрудничестве с российскими финансовыми и промышленными корпорациями — совместное участие в международных событиях — создание координационных комитетов по развитию сотрудничества в различных областях экономики, науки, инновационных технологий.

5. Угрозы
Потенциальными угрозами со стороны стран Восточной Европы являются размещение антироссийских военных объектов на территории этих стран, что безусловно обостряет геополитическую обстановку региона. Также важным моментов является проведение русофобской пропаганды среди своего населения. Для примера можно вспомнить события на Украине, связанные с пере формулированием исторических событий (историческая фальсификация, переосмысление образа гетмана Мазепы), события 2005 года, связанные с польскими националистами в Варшаве, разорвавшие дипломатические отношения стран.

6. Конфликтный потенциал
Вступление стран Восточной Европы в Евросоюз может кардинально обострить обстановку в регионе. Это отобразится на экономических отношениях. Расположение военных баз НАТО ухудшит геополитическую стабильность.

7. Исторические разногласия
Для отношений Польши с Россией характерна многовекторность внешней политики, ориентированность Варшавы на Западную традицию. С Украиной и Белоруссией обстановка другая — в историческом контексте страны находились в тесной взаимосвязи. Несмотря на антироссийские выступления в этих странах, большая часть населения этих стран верит в воссоединение государств.

8. Потенциал сотрудничества
Здесь главной задачей стоит определить формирование взаимовыгодного экономического партнерства. При тесном сотрудничестве возможно достичь единого пространства, что позволит подорвать влияние западных корпораций в ТНК. Строительство Балтийского трубопровода позволит улучшить экономические отношения со странами Евросоюза. 

Переосмысление социально-экономических отношений с Польшей позволит превратить это государство из геополитического барьера в интеграционный мост между Европой и Россией как стратегическими партнёрами.

Стратегия взаимодействия России и Центральной Европы

1. Стратегия
Для России это направление внешнеполитической деятельности имеет большое значение. Страны центральной Европы вообще, и Германия в частности, выгодные партнеры для нашей страны во многих аспектах. В первую очередь это касается экономики и энергетики. Если говорить о стратегии, то она должна заключаться в выработке стратегической программы взаимодействия во многих областях, таких как экономическая отрасль, энергетическая, культурная и так далее. Важным пунктом стратегии должно быть построение позитивного образа России в странах Центральной Европы, т.к. европейское сообщество все еще относится с большой долей недоверия к «загадочной» России. Если еще добавить несколько слов конкретно об отношениях с Германией, то тут важным для обеих стран является «охрана» уроков истории и недопущение ее переписывания.

2. Механизмы реализации стратегии
Данная стратегия может быть реализована при помощи различных долгосрочных договоров (это касаемо экономики и энергетики). Что же касаемо культурной составляющей, то хорошие результаты может дать постоянный культурный взаимообмен — проведение городов России в странах Центральной Европы и наоборот, обмен студентами и профессорами университетов.

3. Интересы
Сегодня Россия — важнейший поставщик энергоносителей и сырья для Германии. Так, за счет поставок из России покрывается до 40% импортных потребностей ФРГ в природном газе и до 30% — в нефти. На минеральное сырье приходится 79,6% стоимости российского экспорта в Германию. Что касается Германии, то она остается главным для России поставщиком импорта (13%), причем в основном это готовые изделия (93,3%): машины, оборудование и транспортные средства, химические товары, металлоизделия. К числу наиболее важных из реализуемых сегодня «газовых» проектов, конечно же, следует отнести строительство «Северного потока». Газопровод протяженностью 1220 км протянется по дну Балтийского моря от России (Выборг) до Германии (Грайфсвальд). На территории России ОАО «Газпром» строит сухопутный участок протяженностью 917 км, который соединит «Северный поток» с Единой системой газоснабжения России. Два трубопровода-отвода из Грайфсвальда на юг и запад Германии общей протяженностью 850 км будут построены компаниями «ВИНГАЗ» и «Э.ОН Рургаз». Работы на подводном участке начались 9 апреля 2010 года. Оператор проекта — компания Nord Streem AG. 

«Северному потоку» присвоен статус Trans-European Energy Networks — TEN-E, то есть статус ключевого проекта, направленного на обеспечение устойчивого развития и надежности поставок природного газа европейским потребителям и способствующего внедрению важнейших трансграничных транспортных мощностей. «Северный поток» впервые обеспечит прямые поставки российского природного газа в Западную Европу. По нему будет транспортироваться природный газ для снабжения как крупнейших промышленных предприятий, так и домашних хозяйств, что, несомненно, станет важным фактором обеспечения энергобезопасности Европы. Основные целевые рынки — Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция и Дания.

То есть мы видим, что первостепенный интерес в отношениях с Германией — это экономический интерес, так как именно эта европейская страна в настоящий момент для нас партнер «номер один».

4. Механизмы реализации интересов
Тот факт, что мы экспортируем в Германию сырье, а импортируем готовую продукцию, нельзя назвать благоприятным. Поэтому для реализации своих интересов нашей стране необходим постепенный переход от преимущественно торговых форм обмена к более перспективным видам производственной, научно-технической и инвестиционной кооперации, расширению диапазона вариантов совместной деятельности, сотрудничеству в области высоких технологий.

5. Угрозы
Так как мы уже сказали о том, что для России Германия представляет первостепенный интерес в области экономики, то и основной угрозой мог бы стать разрыв экономических отношений с нашей страной, т.к. это серьезно подорвало бы российскую экономику, особенно учитывая ее зависимость от экспорта. Но тот факт, что не только России выгодна Германия, но и наоборот ( так, хорошие стабильные отношения с нашей страной — гарантия энергетической безопасности Германии), делает данную угрозу мифической, т.к. в сегодняшнем мире, экономические интересы зачастую являются первостепенными.

6. Конфликтный потенциал.
Конфликтный потенциал с Германией, думается, исчерпан еще в середине прошлого века. Историческая память Германии хранит воспоминания не только об избавлении со стороны России(СССР) от фашистского режима, но и содействие объединению Германии со стороны тогдашнего советского руководства.

7. Исторические разногласия
Россия и Германия дважды за ХХ век оказывались по разные стороны баррикад в мировых войнах, но хочется верить, что все исторические разногласия остались в прошлом.

8. Потенциал сотрудничества
Безусловно, в ближайшей перспективе Германия сохранит свою роль в качестве одного из важнейших торговых партнеров России. Развитие двусторонних отношений будет обусловливаться как последствиями мирового финансового кризиса, так и эффективностью антикризисных мер, принятых правительствами обеих стран.

На передний план совместной работы необходимо выдвинуть реализацию инновационной антикризисной стратегии, которая в целом вписывается в концепцию «партнерство для модернизации» по ряду ключевых направлений. Это, в частности, гарантирование по линии госбанков развития наиболее значимых контрактов по поставкам из Германии в Россию высокотехнологичного оборудования, кредитование проектов участников малого и среднего бизнеса, осуществление инфраструктурных проектов с участием германских инвесторов. Важное направление — формирование отраслевых стратегических альянсов и совместных предприятий с участием ведущих российских и германских компаний, нацеленных на реализацию проектов в России, Германии и в третьих странах. Спектр направлений широк. В области энергетики это нефтегазовый сектор, электрогенерация, энергосбережение и энергоэффективность, альтернативная и «чистая» энергетика, атомная промышленность. Важнейшим вектором сотрудничества остается также привлечение российского капитала и инвесторов из России в высокотехнологичные германские компании.

Стратегия взаимодействия России и Западной Европы

1. Стратегии, механизмы реализации, интересы
Хочется верить, что на сегодняшний день период доминирования Западной Европы подходит к своему логическому завершению. Россия на протяжении уже долгого времени словно отброшена от процессов, происходящих в европейском пространстве. Сегодня в Европе Российская Федерация играет далеко не первостепенную роль. Находясь между востоком и западом, Россия вполне могла бы служить, так называем связующим элементом Евразии. 

На мой взгляд, главной стратегической целью России на сегодняшний день должна служить интеграция с европейским пространством. Учитывая «прочие неравные условия», в которых находится Россия по отношению к Западу (социальная, экономическая, политическая ситуации), сотрудничество с Западной Европой не только необходимо, но еще и очень перспективно. Осознание того, что обособление России с остальным миром не принесет существенных результатов, станет важным шагом на пути преодоления дезинтеграционных процессов.

В перспективе Российской Федерации необходимо вернуть утраченное доверие Западной Европы, повысить свой авторитет в глазах европейского сообщества. Важной ступенькой к преодолению разногласий может стать отмена территориальных границ с Европейским Союзом. Однако это станет логичным следствием лишь в случае укрепления доверительных отношений с Западной Европой. Присоединение России к ВТО  может быть стратегически важным шагом на пути к установлению партнерства.

Интересы России и Западной Европы во многом совпадают. Сюда относятся вопросы борьбы с терроризмом, безопасности, торговли, инвестиций,  борьба с преступностью, и т.д.  Решение глобальных проблем требует не обособления, а интеграции мирового сообщества, иначе они никогда не будут решены. На краткосрочную перспективу, Россия, безусловно, заинтересована в европейских инвесторах, а также в развитие торгового сотрудничества.

У России с Западной Европой много интересных тем для сотрудничества: от исследования космоса до перехода к единой мировой валюте. Необходимо налаживать сотрудничество со следующими организациями: НАТО, ОБСЕ, ООН, ЕС, Совет Европы. Разработка единой транспортной политики выгодна как России, так и Западной Европе. Сотрудничество в научных и высокотехнологичных областях также может стать важным шагом на пути интеграции России и ЕС.

Россия по-прежнему может осознавать свое «особое» место в мире. Однако наличие собственного пути не означает полное отчуждение и отделение от мировых политических процессов. При грамотной и лояльной политике властей Российской Федерации и Европейского Союза, все противоречия, кажущиеся на сегодняшний день неразрешимыми,  могут быть устранены без особых проблем. Те плюсы и преимущество, которые Россия получит в сотрудничестве с Западной Европой, значительно превышают минусы.

2. Угрозы, конфликтный потенциал
Проблем на пути к интеграции с европейским сообществом достаточно много. «Большинство россиян считают себя не европейцами, а представителями отдельной цивилизации, очень многие Европы боятся и не разделяют ценности, которые традиционно принято считать европейскими. Причем отчуждение от Европы растет. Таковы результаты исследования, проведенного в декабре 2006 г. «Левада-центром» по заказу брюссельской некоммерческой организации EU-Russia Centre».

Более того, 45% опрошенных считают ЕС угрозой России. Сегодня наблюдается тенденция отчуждения России от Западной Европы. На сегодняшний день нет таких противоречий между Россией и Европой, которые можно было бы назвать неразрешимыми. Естественно, ни Западная Европа, ни США, ни Китай не заинтересованы в превращении России в новую сверхдержаву. Однако и в ее распаде они также не заинтересованы. «Запад не может не сознавать, что Россия самим своим существованием обеспечивает определенный баланс сил и тем самым играет позитивную геополитическую роль на мировой арене. Подрыв этой роли привел бы к дальнейшему усилению дезинтеграционных тенденций и нестабильности».

Россия боится идти путем Запада. Однако идти путем Запада и идти вместе с Западом – разные, на мой взгляд, вещи. После распада СССР, у России не появилось своей экономической и политической модели. Путь, по которому Россия будет развиваться в дальнейшем, еще не найден, перспективы развития достаточно туманны. Сотрудничество с ЕС в значительной степени может помочь России определиться.

«Наиболее болезненны для России решения, касающиеся экономических интересов. Россия привязана экспортом сырья к рынку именно ЕС. Выйти за рамки рынка ЕС реально не может. Такова уже сложившаяся трубопроводная сеть и прочая инфраструктура. Изменить характер своей экономики, уйти от сырьевой специализации в иные сферы было нереально даже до кризиса. В условиях же кризиса значение сырьевого экспорта по сравнению с переработкой выросло еще более. То есть наиболее болезненны решения ЕС, касающиеся условий экспорта сырья в Европу, структуры европейского энергетического рынка, демонополизации энергетического рынка ЕС».

Со стороны Запада каких-либо серьезных угроз для России нет. Как и со стороны России для Запада.

Потенциал сотрудничества:
— Безвизовое пространство
— Проведение расчетов между странами в национальных валютах
— Единая система энергообеспечения и энергобезопасности
— Единая система финансовых и бухгалтерских стандартов
— Вхождение России во Всемирную Торговую Организацию
— Единая таможенная политика
— Создание международных консорциумов
— Единая антитеррористическая политика
— Объединение усилий в образовательной сфере
— Туризм

Сотрудничество России и Западной Европы особенно важно по следующим направлениям: внешняя и внутренняя безопасность, образование и экономика.

Ближайшая перспектива
Россия поставляет энергоресурсы для Запада. Европейский рынок – один из крупнейших рынков мира. И, что важно, это один из самых цивилизованных рынков. Европа – крупнейший потребитель топливных ресурсов России. РФ стремится углубить свое влияние на европейском рынке, а также участвовать в продаже газа не только европейским газовым концернам, но и занимать определенную нишу на рынке реализации газа конечным потребителям. 

Россия заинтересована в получении нанотехнологий, которыми обладают ведущие Европейские страны. Мы предлагаем им услуги по взаимодействию в космической и военной отрасли. Россия закупает у европейских стран бытовую технику, электронику, автомобили и т.д.

Недовольство Запада в отношении России
Западные страны не раз неудовлетворительно высказывались относительно положения дел в Чеченской Республике. Сюда относятся военные действия, ущемление прав человека, политический беспорядок внутри региона. Кроме этого, Запад осудил вмешательство России в грузино-осетинский конфликт. Еще одним пунктом недовольства Европейских стран является то, что внутрироссийские цены на энергоносители ниже мировых.

Выводы
Несмотря на то, что большинством жителей России Западные страны идентифицируются как потенциальная угроза, на мой взгляд, минусы в сотрудничестве найти достаточно сложно. Западная Европа – нынешний стратегический партнер России. Интеграция РФ в мировую политику невозможна без сотрудничества с Западом. На мой взгляд, на пути преодоления барьера сотрудничества, необходимо разрешить лишь несколько противоречий, которые отнюдь не являются непримиримыми. Сегодня отношения с Европой необходимо выводить на принципиально новый уровень. Взаимодействия между странами – не «игра с нулевой суммой». Отказавшись от этой, заведомо проигрышной в плане сотрудничества, концепции, стороны быстро придут к консенсусу. 

В отношении России и Западной Европы нет принципиальных исторических, религиозных или культурных противоречий. Каких-либо серьезных противоречий нет в принципе. Однако страны настолько осторожно приближаются друг к другу, словно в центре сближения находится что-то взрывоопасное. Проблема заключается в том, что и одна, и другая стороны слабо представляют формат будущих отношений. Словосочетание «стратегическое партнерство», которым так любят апеллировать страны, слишком неясно и расплывчато. А достойной замены будущему сотрудничеству пока не придумали. Уже сегодня необходимо из фазы «стратегического партнерства» переходить к каким-либо существенным действиям. Это поможет России не только вписаться в мировое политическое пространство, но и найти свое собственное место в мире. Стоит надеяться, что в ближайшее время страны все же найдут общий язык, который им так необходим для сотрудничества.

Стратегия России в Средиземноморье

Средиземноморье — международная организация, в состав которой входят страны Средиземноморья и ЕС. Сущность действия этого проекта заключается в сотрудничестве в сфере различных вопросов и актуальных проблем европейских стран и стран средиземноморского региона. В его состав входят 43 государства. Более подробно я хочу рассмотреть отношение России с одной из стран- участников — Италией.

Стратегические цели России — не всегда текущие интересы руководства страны. В первую очередь, стратегия отношений определяется долгосрочной перспективой выгодного сотрудничества России и Италии. Экономические и торговые отношения — как основа стратегии берут свое начало 7 февраля 1924 года, когда был подписан итало-советский договор торговли и мореплаванья. Сегодня эти позиции остаются актуальными. Отношения Италии и России многие эксперты называют «образцовыми», начавшими свое бурное развитие после первого официального визита Путина В. В. 2000 года в Италию, а устойчивый рост и развитие экономических и торговых интересов наблюдаются и по сей день.

Механизмы реализации стратегии кроются в методах, так называемой, «мягкой» силы. В первую очередь, она заключается в тактике двухстороннего сотрудничества — «диалога» и «совместных проектов». В 2010 году объем торговли между Италией и России увеличился на 4%. Медведев заявлял курс на модернизацию экономики — к этому активно привлекаются итальянские партнеры — внедрение инноваций, технологий, высокие результаты будут достигнуты и в результате сотрудничества с итальянскими предприятиями среднего и мелкого бизнеса. Механизмы реализации стратегии связаны, в первую очередь, с представительством Италии в России — Посольство, Итальянский Институт внешней торговли, Торговая палата и ассоциация предпринимателей, — институциональные учреждения. Это цепочка событий — межправительственный саммит (Медведев и Берлускони), заседание парламентской комиссии в Италии — на котором подтверждается «безупречное сотрудничество» двух стран перед лицом законодательных органов, контролирующих внешнюю политику Италии и России.

Интересы России в данном аспекте двусторонних отношений связаны с краткосрочной перспективой, что отличает их от стратегии. Сами интересы страны меняются вместе с руководством. Они, естественно, косвенно связаны со стратегическими началами, но отличны по своей цели — направленности на конкретный период времени, или, по-другому говоря, представляют собой постановку и решение каких-либо актуальных проблем на сегодняшний день. Сейчас актуален такой вопрос, как отмена визового режима для российских граждан. Италия находится в шенгенской зоне, поэтому единолично решать вопрос об упрощении или отмены визового режима права не имеет, но она же является и полноправным участником процесса, что означает то, что Италия на полных правах может лоббировать интересы России по этому вопросу. С 2014 года действует Лиссабонский договор (принятый 1.12.2009), позволяющий решать поставленные вопросы методом большинства. Сама Италия в 2010 году выдала россиянам виз на 25% больше, чем в предыдущем, помним, что в 2004 году между двумя странами-партнерами было заключено межправительственное соглашение «Об упрощении выдачи виз гражданам РФ и Итальянской Республики», что послужило плацдармом для развития не только государственного партнерства, но и культурного, научного диалога между странами. Так, Берлускони (Председатель Совета Министров) и Фраттини (Министр иностранных дел) находят данный вопрос о безвизовом въезде россиян в шенгенское пространство актуальным и реальным для вынесения решения в пользу России. Естественно, получение свободного движения по шенгенской зоне — не единственный интерес, преследуемый Россией, но один из ведущих наряду с другими целями на сегодняшний день.

Отсюда вытекает механизм реализации интересов — по методу он схож с механизмом реализации стратегии. Это однозначно «мягкие», бесконфликтные методы по отношению к Италии. Методы диалога, партнерства, сотрудничества. Выше я привела примеры действий и мероприятий, которые принимаются относительно решения интересующих Россию вопросов — лоббирование актуальных задач. Термин «двусторонний» являются решающим — так, 2011 год объявлен годом итальянской культуры в России и российской культуры в Италии. Именно двусторонний диалог и принцип дружбы позволяет говорить о бесконфликтности и мягкости методов реализации краткосрочных интересов России.

Рассуждая об угрозах и конфликтном потенциале России и Италии, отвечая на вопросы — чем опасны для России такие отношения и как Италия может противостоять России, следует еще раз затронуть историю взаимоотношений — в 1966 году Громыко А.А (Министр иностранных дел СССР) наносит официальный визит итальянскому правительству, в 1975 году была заключена советско — итальянская декларация, закрепляющая желание поддерживать и развивать позитивные отношения между двумя странами. Современное активное развитие эти отношения начали в 2000 году с первым официальным визитом В. В. Путина в должности Президента РФ, затем только до саммита Россия — ЕС 2003 года состоялось шесть визитов, подтверждающих двустороннее сотрудничество. Было подписано и продолжает заключаться множество соглашений в различных областях, и, как уже не раз подчеркивалось, все это происходит на добровольных началах посредством эффективного диалога двух стран. Угроза отношений России и Средиземноморья может крыться несколько в Италии, а в других странах — участниках будущей «Европейской Империи».

Преимущество России заключается в обладание серьезным сырьевым и энергетическим потенциалом, обширной территорией и рабочей силой. Италия стремится к сотрудничеству с Россией, поскольку обладает развитым институтом мелких и средних предприятий, а совместно с высоким промышленным потенциалом возможно достигнуть высоких позиций по разработке и внедрению новых технологий на мировом рынке. Россия же, в свою очередь, по президентскому плану намечает модернизацию и диверсификацию отечественной экономики, внедрение новых технологий посредством опытного контакта с Италией и выхода на новые торговые и промышленные рубежи. Так, в 2010 году запускается совместный проект в Татарстане (Фиат-Соллерс), агропромышленный комплекс в предместьях Москвы, выпуск совместного проекта предприятий «Сухой» и «Финмекканика» — самолета «Суперджет».

Несмотря на положительное взаимодействие национальных экономик и дружественность культур, конфликтный потенциал отношений Италии и России кроется в барьерах бюрократии. Именно они стесняют экономический потенциал и мешают действовать в рамках «партнерства» — основного положения двустороннего сотрудничества стран. Также в качестве конфликтного потенциала может быть использовано объединение Италии с другими странами против России в некоторых вопросах действия всего Средиземноморского союза — например, если проект алжирско-южноевропейского газопровода не станет конкурентом и противником российско-южноевропейского газопровода («Южный поток»), поскольку Италия является главным участником обоих проектов как основной европейский газопотребитель. Или другой пример — проект «Трансчерноморское автотранспортное кольцо» и паромные проекты, где Италия вместе с другими странами средиземноморья выступает спонсорами.

Данные проекты и являются одним из примеров потенциального сотрудничества России и Италии. Все совместные промышленные и торговые предприятия также направлены на сотрудничество такого рода. Морское, газовое, торговое, энергетическое, промышленное сотрудничество. Потенциальные вехи устанавливаются правительствами, активными предпринимательскими сообществами и гражданами двух стран. На сегодня оба правительства занимаются тем, что пересматривают и совершенствуют число подписанных ранее соглашений, добавляя новые этапы сотрудничества — например, такие как: телекоммуникационное развитие и энергетически возобновляемые источники... Еще одно направление потенциального сотрудничества — это работа на местах. В Липецке и Ступино промышленные округа вокруг предприятий электробытовых приборов и керамической продукции под руководством Мерлони и Марацци созданы по итальянскому примеру. Под эгидой Олимпиады 2014 года предлагается много возможностей для сотрудничества и работы итальянских предпринимателей. Полномочный Посол Италии в России Витторио Клаудио Сурдо отмечает, что Италия с интересом следит за модернизацией российской экономики, он замечает, что Италии (как крупным итальянским предприятиям) предложили стать членом Консультационного Совета по иностранным инвестициям в России, там эта страна — вторая по величине после США, что доказывает желание и возможность Италии сотрудничать с Россией, исполняя не только реальные, но и намечая потенциальные цели двустороннего сотрудничества.

Россия и Белоруссия: проблема Союзного государства

Отношения России со странами СНГ являются главным приоритетом российской внешней политики. России следует стремиться к экономически развитым отношениям между странами на постсоветском пространстве, которые включали бы также развитую инвестиционную сферу. Прошедшие годы сотрудничества показали, что для России это пространство — огромный перспективный рынок сбыта, в том числе для продукции с высокой добавленной стоимостью.

Отправной точкой начала Российско-Белорусских отношений можно считать момент распада СССР и заключения Соглашения о свободной торговле. Шестого января 1995г. было подписано соглашение о таможенном союзе, немного позднее, 21 января (1995 года) Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Договор о создании союзного государства был подписан 2 апреля 1997 года "руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан"1. Целями создания союзного государства были объявлены обеспечение демократического развития стран участников, повышение уровня жизни, сотрудничество в сферах экономики, безопасности и т.д. Однако приоритетным направлением создания было формирование единого экономического пространства.

Россия тесно сотрудничает с Белоруссией в сферах экономики, экологии, военной сфере и т.д.

Российская Федерация занимает центральное место в экономике Белоруссии. Доля российской стороны в экономике Белоруссии составляет около 55%, в то время как доля Белоруссии в экономике России порядка 7%.

Российская Федерация продает энергоносители своим соседям по внутренним ценам, в то время, как Белоруссия перепродает их своим Европейским партнерам уже по рыночным ценам. Разница в стоимости не один год пополняла бюджет Республики. Именно из-за этого фактора до недавнего времени Белоруссии удавалось претворять в жизнь планы по построению социально- ориентированной экономики.

Более того, Беларусь экспортирует более 90% произведенных автомобилей и тракторов, 83% металлорежущих станков, 88% холодильников и морозильников, около 90% телевизоров и калийных удобрений, а также входит в единое таможенное пространство с Россией.

Российско-белорусские торгово-экономические соглашения де-юре регулируются соглашением от 23 марта 2007, де-факто — установившимися практиками этих отношений, которые довольно устойчивы и с успехом противостоят формальным правилам. То есть реализация соглашений в этой сфере сталкивается со значительными трудностями. На практике это означает: белорусские производители сохраняют привилегированное положение на российском рынке, российские производители присутствуют на белорусском рынке на общих основаниях (на них не распространяются протекционистские меры, предусматриваемые в отношении белорусских производителей), а зачастую сталкиваются с ограничениями, специально для них придуманными.

Однако, следует отметить, что российская сторона добивается увеличения прозрачности торговых отношений (например, российские санитарные службы инспектируют белорусских поставщиков продукции на российский рынок). Что касается застаревшей проблемы унификации таможенных заборов, то в условиях выделения российского стабилизационного кредита оговаривается и этот вопрос.

Как уже было сказано, отношения между Россией и Белоруссией, как самостоятельными государствами начались после распада СССР. Начиная с 1991 г. и вплоть до апреля 1997 г. особых разногласий между двумя государствами не возникало, более того, 2 апреля 1996 г. президентами Ельциным и Лукашенко было подписано соглашение о создании Сообщества России и Белоруссии. Но, в 1997 г. российский президент отказался подписать белорусский вариант документа о преобразовании Сообщества в Союз, что дало возможность Лукашенко обвинить Российское руководство в том, что оно не готово к объединению. Затем последовал инцидент с задержанием Российских журналистов в Белоруссии; отношения были испорчены. Белоруссию не столько беспокоит вопрос создания Союзного Государства, сколько проблема обеспечения энергоресурсами, что, в свою очередь, не благоприятно складывается на отношениях с Россией (экономика Белоруссии чрезвычайно зависима от поставок энергоресурсов). Именно из-за цен на закупку энергоносителей поссорились правительства России и Белоруссии. В частности, с 2009г. , в Минске, не считаясь с договоренностями, оплачивают газ по цене на 20 долларов ниже рыночной. Глава России готов идти на компромисс, но от Белоруссии, в свою очередь, ожидают поддержки целого ряда своих политических решений, например, признания Южной Осетии и Абхазии, а также активного сотрудничества в военной сфере, создания антинатовского альянса и т.д..

Исходя из сложившийся ситуации Кремль решил выйти "традиционным" способом: объявил газовую войну Белоруссии. Белорусский аналитик Леонид Заико по этому поводу сказал следующее: "Когда я выступал в Бундестаге, то немцы точно дали мне понять, что такое для Западной Европы «Газпром» — это политический инструмент, который Кремль всегда использует в личных интересах. И использует весьма и весьма умело. То, что сейчас происходит, — следствие желания Кремля окончательно загнать Лукашенко в угол, не дать ему никакой возможности отыграться". И это действительно так. Лукашенко стал не угоден Москве и его пытаются вывести с политической орбиты. Разумеется, официально об этом не объявили, но косвенными доказательствами могут служить и газовая война и задержанные молочные продукты из Белоруссии.

Чем может ответить Белоруссия? Лукашенко уже пытался (выступая на заседании совета безопасности 10.07.2002г.) запугать Путина тем, что Белоруссия может вступить в НАТО, а учитывая ее геополитическое положение- это вполне серьезное заявление.

В торговых политических войнах победителей не бывает. При этом для Беларуси крайне наивно и опасно тягаться с Россией в жесткости торговых мер. У двух стран разный экономический и ресурсный вес. Хлопать дверью перед носом соседа, который дает тебе кредиты, поставляет 100 процентов потребляемых тобой энергоресурсов, пока еще впускает на свой рынок товары, — не разумно. Это грозит вылиться в падение ВВП минимум на 10%, массовую безработицу, валютный и бюджетный кризис и сокращение реальных доходов населения, по меньшей мере, на 30 процентов.

Конфликт между Кремлем и Лукашенко зашел очень далеко. Едва ли он может разрешиться в существующих рамках союзного государства и тысячи пустых, по сути, законодательных актов, подписанных правительствами России и Беларуси. Каким бы сложным не казалось решение о ликвидации проекта "союзное государство" в краткосрочной перспективе, нормализацию отношений между Беларусью и Россией надо начинать именно с него. Дружба, экономическое сотрудничество, реализация принципа четырех свобод (свободное перемещение товаров, денег, услуг и рабочей силы) — это та европейская база, которая должна лечь в основу новых белорусско-российских отношений. Цены должны быть мировыми. Торговые отношения — полностью деполитизированными. Стандарты качества товаров — европейскими. Тарифы и квоты на товары друг друга неприемлемы. Бессмысленность дальнейшего существования органов и структур "союзного государства" также очевидна.

 
Свежие публикации

Top!