Понедельник, 20 Ноябрь 2017
ПЕРВЫЙ В РОССИИ САЙТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
 
Главная arrow Дискуссионная трибуна arrow Президент Российской Федерации

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ


Дискуссионная трибуна
Мировая политика в лицах
Лидерство в мировой политике
Геополитические доктрины
 
Материалы
Библиотека
Сравнительная политология
Теория Мирового Политического Процесса
Работы студентов и аспирантов
 
Поиск по сайту
Авторизация





Забыли пароль?
Статистика
посетителей: 1294622
Президент Российской Федерации Версия для печати Отправить на e-mail
Четверг, 24 Февраль 2011
Ханлар Гаджиев
Мисак Палоян

Институт президентства является важнейшим инструментом государственной власти. Конституция РФ 1993 года, наделила Президента широкими полномочиями, большим количеством функций, в том числе функцией гаранта самой Конституции. Данная функция позволяет ему оказывать большое влияние на деятельность всех ветвей власти. Из этого следует, что на политической пространстве России Президент определяет практически весь сценарий политической жизни государства, что создаёт объективные трудности в оценке его деятельности. Важнейшим показателем эффективности деятельности Президента является его рейтинг, то есть уровень поддержки населения, проверяемый с помощью социологических опросов.

Одной из важнейших задач Президента является формирование оптимальной идеологической концепции развития общества и государства, которая обозначена как развитие гражданского общества в России. Её решение выступает критерием эффективности деятельности Президента. На наш взгляд, необходимо не только декларирование стремления, но и делать практические шаги по пути укрепления гражданского общества.

Второй критерий эффективности деятельности Президента предполагает построение вертикали власти. Выстраивание вертикали власти ведётся, централизация государства усиливается, роль Президента в политической жизни страны повышается.

Наряду с централизацией важнейшим критерием эффективности деятельности Президента является строгое соблюдение принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Разделение властей предполагает кооперацию всех ветвей власти для решения важнейших задач, стоящих перед государством. Разделение властей основано на системе сдержек и противовесов. Оно должно обеспечить наибольшую эффективность народовластия, препятствовать злоупотреблениям властью, предотвращать односторонние и ошибочные решения. Говоря, о системе сдержек и противовесов,  применительно к Российской Федерации, Президент выступает своего рода «арбитром» между ветвями власти, в то же время, неформально, является главой исполнительной власти. Существует довольно обоснованная точка зрения о том, что Президента РФ следует относить к четвертой ветви власти -Президентской.

Критерием эффективности деятельности Президента является модернизация политической системы. Альтернативой модернизации выступает революция, как упразднение существующей политической системы и создание новой.
 
Модернизация предполагает преобразование элементов политической системы, при сохранении её основ, и перестройку функций и структур одного и того же типа властных отношений. Модернизацию должна характеризовать управляемость, системность и постепенность качественных изменений политических институтов и их функций.

Институт президентства призван обеспечить развитие общества на основе тесного и гармоничного взаимодействия основных сфер общественной жизни и достижения в каждой из этих сфер определенных результатов, которые складываются как следствие проводимой в них политики. Эффективная деятельность данного  института определяет, на наш взгляд, весь сценарий политической жизни государства.

На  основе  выделенных  нами  критериев  попытаемся  оценить  эффективность деятельность  Д.А. Медведева на  посту  президента  Российской Федерации. Задачи и основные положения концепции развития общества, предложенные Президентом, представляют собой курс на развитие демократии и укрепление демократических институтов страны. Речь идёт о создании многопартийной системы, о построении свободного прогрессивного общества. Центральным звеном предлагаемой концепции является модернизация, политическое преобразование страны и эволюционный перевод её на инновационный путь развития. По убеждению Президента, только путём технологического обновления, выхода на лидирующие технологические позиции и инновационного развития страны возможно кардинальное улучшение жизни граждан России и создание сильного влиятельного государства.

Качество управления административными структурами государства изначально зависит от сложившейся  вертикали власти, которая начала строиться ещё В.В. Путиным. С приходом Д.А. Медведева вертикаль власти продолжает укрепляться, о чем свидетельствуют следующие меры, которые были приняты непосредственно при новом президенте:

  • · Был осуществлен переход к фактическому назначению глав регионов;
  • · Введена пропорциональная система выборов в парламент;
  • · Создана Общественная палата;
  • · Укрупнены регионы Российской Федерации;
  • · Вопросы деятельности мировых судей переданы на федеральный уровень;
  • · Переименованы должности президентов республик.

Тем не менее, сохраняя верность политической системе, Д.А. Медведев ведёт курс на модернизацию её основных институтов. В ноябре 2009 года в послании Федеральному собранию Президента были сформулированы 10 предложений по модернизации политической системы страны.

Во-первых, Президент считает необходимым дать гарантии представительства избирателям, проголосовавшим за так называемые малые партии и предлагает, чтобы партии, получившие от 5 до 7% голосов, могли  рассчитывать гарантированно на 1-2 депутатских мандата. Такая схема, по мнению президента, позволит, с одной стороны, сохранить систему поощрений и укрепления крупных партий, а с другой - дать парламентскую трибуну малым партиям, представляющим интересы достаточно значительного числа людей.

Во-вторых,  Д.А. Медведев убежден, что предложения по кандидатурам будущих руководителей исполнительной власти субъектов РФ должны представляться Президенту партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах. Таким образом, право выдвижения соответствующих кандидатур должно быть закреплено за политическими структурами, представляющими основную часть населения страны.

В-третьих, предложена отмена использования денежного залога на выборах всех уровней, поэтапного снижения количества подписей избирателей, собираемых для участия в выборах в Государственную Думу. По мнению Президента, участие в выборах должно решаться не деньгами, а мнением людей, репутацией партии и доверием избирателей к ее программе. Партии, которые в ходе выборов в Государственную Думу смогут набрать более 5% голосов, либо создавшие фракции в более чем трети региональных парламентов – необходимо, по мнению Медведева, полностью освободить от сбора подписей.

В-четвертых, Совет Федерации должен формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации. Так называемый "ценз оседлости", предписывающий члену Совета Федерации проживать в ранее определенном регионе определенное количество лет - должен быть отменен.

Пятое положение свидетельствует о том, что поэтапно должно быть снижено минимальное количество членов организации, требуемых для регистрации новой политической партии.

В шестом пункте своей программы по модернизации политической системы президент предлагает внести в закон о партиях поправки, обязывающие производить ротации руководящего партийного аппарата, согласно которым одно и то же лицо не может занимать определенную руководящую должность в аппарате партии дольше определенного срока.
 
В седьмом пункте Д.А. Медведев говорит о том, что представительные органы местного самоуправления должны иметь возможность более действенно контролировать, а при необходимости - и отстранять от должности руководителей муниципалитетов.

В восьмом пункте программы предложено предусмотреть дополнительные меры для привлечения к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций, Общественной палаты.

В девятом пункте говорится о том, что парламентские партии должны иметь четко сформулированные гарантии освещения их работы в государственных СМИ.

В десятом пункте программы Президент говорит о том, что свобода слова должна быть обеспечена технологическими новациями.

     В целом деятельность Президента во внутренней политике страны продолжает курс В.В. Путина, и характеризуется как умеренная и стабильная. Однако, политическая практика, основанная на предложенных мерах по модернизации политической системы, свидетельствует о неоднозначном характере реализации поставленных задач и целей.
 
Внешнеполитическая стратегия Д.А. Медведева имеет несколько приоритетов:
  1. Многополярный мир;
  2. Развитие отношений с США; (сокращение стратегических наступательных вооружений, совместная борьба с терроризмом);
  3. Развитие отношений с ЕС (периодические саммиты Россия-ЕС, обсуждение ввода безвизового режима, поставки российского газа);
  4. Восстановление влияния на постсоветском пространстве (создание на базе Казахстана, РФ и Белоруссии единой экономической зоны и т.д.);
  5. Повышение роли славянского фактора в российской внешней политике. Улучшение отношений с Украиной, Польшей, развитие сотрудничества с остальными славянскими государствами.
Президент Д.А. Медведев ведет активную деятельность в международных организациях. Благодаря политическому курсу РФ функционирует СНГ, Россия явилась инициатором учреждения ОДКБ. Следствием внешнеполитической деятельности А.Д. Медведева в СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС, СБ ООН, "Большой восьмерке" растет весомость российского государства. Россия остаётся одной из пяти великих держав, обеспечивающих стабильность в мире.

  Главным фактором повышения российского влияния в мире мы считаем развивающуюся экономику, сильную армию, развивающуюся науку, спорт, культуру. Однако на данном этапе деятельности Президента нет конкретных положительных результатов реформ. Экономика после кризиса развивается медленно, рыночная структура выглядит чахлой. Повышаются цены, возникают монополии. По существу на международном уровне Россию допускают только к сырьевым рынкам, и внешняя политика Президента и МИДа не может противодействовать данной тенденции.

Военная реформа также пока не дала видимых результатов. По оценкам Президента полностью перевооружить российскую армию удастся лишь к 2022 году. Не видны результаты деятельности Президента и МО также в области неуставных отношений в российской армии. Очень сомнительной выглядит также инициатива Президента о создании научного центра в Сколково. Проблема состоит в том, что огромной России нужен не один такой центр, а десятки. А государственные средства, на наш взгляд, вкладываются слепо. Из положительных черт проекта "Сколково" следует отметить активность Президента в привлечении иностранного капитала, и то, что Д.А. Медведев лично возглавил попечительский совет Центра.

В сфере науки ахиллесовой пятой является устаревший состав РАН, и отсутствие конкуренции в научных кругах, отсутствие смены поколений. Пока ни одна из президентских инициатив не нашла должной поддержки в научных кругах и не дала необходимого результата.

В сфере культуры и спорта наблюдается прогресс. Россия получила право проводить Олимпиаду-2014, гонки Формулы-1, ЧМ по футболу в 2018 году. И с финансовой, и с политической точки зрения эти спортивные события являются большим достижением для России.

Наиболее важным критерием эффективности внешней политики, с нашей точки зрения, является результативность экономических, военных, социокультурных акций государства по отношению к его международному окружению. В целом, в результате глубокого анализа, мы пришли к выводу, что деятельность Д.А. Медведева и государства в данном вопросе неудовлетворительна. В 1990-ых баррель нефти стоил 5-15 долларов. Понятно, что Россия как сырьевая страна, из-за понижения цен на сырье столкнулась с большими финансовыми проблемами. В 2000-ых заметный прогресс в сфере экономики неразрывно связан с ростом цен на нефть, которая в это время стоила уже больше 100 долларов. Это позволило создать "подушку безопасности" в виде накопленных в докризисный период средств. Во время кризиса эта "подушка" исчезла.

Сохраняется тенденция пренебрежения Западом интересов России в области высоких технологий. Усилия Д.А. Медведева по привлечению иностранного капитала в Россию и попытки создать необходимые условия для капиталовложений в развитие технологий в России пока малоэффективны. В противовес сырьевой зависимости стран ЕС от России они стали заключать контракты о поставках газа не только с Россией, но и, например, с Катаром.

Таким образом, эффективность внешнеэкономических, военных, социокультурных акций государства по отношению к его международному окружению низка, тенденции, которые наблюдаются в данный момент, говорят о недостаточной продуктивности деятельности Президента и его команды в данном направлении.

Комментарии посетителей сайта
А.П. Кабаченко
Исследование деятельности Д.А. Медведева свидетельствует о том, что глава государства пытается внести элементы демократии в традиционно сложившуюся авторитарную чиновничью систему управления в России, опираясь на саму систему и в полной мере используя её методы. Типичная ошибка всех реформаторов в истории России. Но историей реформаторы либо пренебрегают, либо плохо знают, считая свои инициативы уникальными. Надо или выйти за пределы системы, как это сделали Иван Грозный, Пётр Первый, В.И. Ленин, Б.Н. Ельцин, или усовершенствовать её, не трогая основ. Все попытки реформирования, затрагивающие основы системы, имели сходный финал для реформаторов – система их отвергала. Так было с Александром Вторым, П.А. Столыпиным, А.Ф. Керенским, Н.С. Хрущёвым, М.С. Горбачёвым. Проект преобразования милиции в полицию с заменой в системе МВД большинства тех, кто традиционно кормился поборами, задевает интересы всех силовых структур, несмотря на то, что им предоставлены значительные льготы. Активизация борьбы с коррупцией, снизу и доверху пронизывающей все хозяйственные, медицинские, учебные, творческие, деловые, общественные и государственные структуры, напоминает образ змеи, глотающей свой хвост. Наконец, попытка противопоставить проект «Сколково» интеллектуальной элите, мирно кормящейся на своих академических лугах, не может пройти бесследно. Система с неизбежностью отвергнет А.Д. Медведева. В лучшем случае он повторит судьбу Джимми Картера, в худшем – А.Ф. Керенского. 


 
Свежие публикации

Top!