Вторник, 21 Ноябрь 2017
ПЕРВЫЙ В РОССИИ САЙТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
 
Главная arrow Геополитические доктрины arrow Геополитическая стратегия Израиля

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ


Дискуссионная трибуна
Мировая политика в лицах
Лидерство в мировой политике
Геополитические доктрины
 
Материалы
Библиотека
Сравнительная политология
Теория Мирового Политического Процесса
Работы студентов и аспирантов
 
Поиск по сайту
Авторизация





Забыли пароль?
Статистика
посетителей: 1295052
Геополитическая стратегия Израиля Версия для печати Отправить на e-mail
Понедельник, 21 Февраль 2011

Марина Ларионова,
Валерия Балабанова,
Маргарита Баулина,
Анна Бечехова,
Алина Дмитриева,
Надежда Домрачева,
Анна Мамрикишвили

Геополитическая стратегия Израиля

Израиль - государство на юго-западе Азии, у восточного побережья Средиземного моря. На севере граничит с Ливаном, на северо-востоке - с Сирией, на востоке - с Иорданией, на юго-западе - с Египтом. Столица Израиля – Иерусалим. Государство Израиль было образовано 14 мая 1948 после окончания срока действия британского мандата в Палестине. После выборов 25 января 1949, в которых приняли участие почти 85% всех избирателей, начал работать первый однопалатный парламент кнессет. Израиль - республика с президентской формой правления.

Не так давно израильскую культуру определяла государственная религия - иудаизм, а также мусульманство и христианство. Но в современном обществе религия отходит как бы на второй план: большинство израильтян ведут "двойную жизнь", активно участвуя как в светской, так и в религиозной ее части.

Экономика Израиля - быстроразвивающийся индустриально-аграрный комплекс. В Израиле господствует смешанный тип экономики, так как государство до сих пор имеет значительное влияние на экономику страны. В то время как в большинстве западноевропейских странах основные производственные отрасли приватизированы и отданы в частные руки, в Израиле ключевые производственные отрасли, такие как (ж/д транспорт, электроснабжение, водоснабжение, нефтяная промышленность) контролируются государством. Правительство Израиля придерживается претекционистской политики, основное влияние помимо государства на экономику странные еще оказывают крупные банки, концерны и инвестиционно-промышленные группы.

Израиль считается страной с развитой экономикой. Специалисты связывают это с 3 причинами. Во-первых, в связи с массовым переселением населения из бывшего СССР (импорт человеческого капитала), и широкими связями с мировым еврейским сообществом, как источником внешнего финансирования. Во-вторых, с политической ситуацией, когда был фактически отменён бойкот Израиля арабскими странами, что сделало его привлекательным для иностранных инвесторов. В-третьих, с хай-тек революцией, позволившей вывести науку на новый уровень, в основном в области обороны и обеспечения безопасности.
Географическое положение Палестины/Эрец-Исраэль, являющееся ключевым на всем Ближнем Востоке, сделало Государство Израиль с момента его возникновения одним из центров мировой геополитики. Расположение Израиля в сочетании с его военным потенциалом делают его доминирующим военно-политическим фактором в районе восточного Средиземноморья. В случае необходимости Израиль может служить стратегической базой для обороны южного фланга НАТО, блокировать основные пути в Южную и Восточную Азию, в частности, Суэцкий канал. В пределах досягаемости с территории Израиля находится почти половина нефтяных ресурсов западного мира, сосредоточенных в треугольнике между Ливией на западе, Ираном на востоке и Саудовской Аравией на юге. Успешные рейды с территории Израиля в Уганду (операция Энтеббе по освобождению взятых в заложники пассажиров самолета компании «Эр Франс» 4 июля 1976 года) и Ирак (бомбардировка ядерного реактора 7 июня 1981 года) показали значение Израиля как оперативной базы, позволяющей дислоцированным здесь ВВС эффективно контролировать обширные районы Ближнего Востока и Восточной Африки.

Необыкновенно высокий – сравнительно с величиной страны и численностью населения – военный потенциал Израиля является результатом необходимости противостоять перманентной военной угрозе со стороны арабских стран. Среди факторов высокой боеспособности израильской армии – эффективная военная инфраструктура, технологические возможности, которыми не обладает ни одна соизмеримая с Израилем страна в мире, и богатейший боевой опыт. Вместе с тем, незначительность территории и ограниченность людских ресурсов, сосредоточение населения в ограниченном числе городских центров, протяженные границы и отсутствие стратегического сырья делают Израиль уязвимым в военном отношении.

Оборонные расходы Израиля в 2002 году составили 9,84 миллиарда долларов (1984 год – 4,3 млрд. долларов). Хотя оборонные расходы Израиля неуклонно растут, в пересчете на душу населения они остаются относительно стабильными, хотя и весьма высокими – примерно 1,5 тыс. долларов в год. Большой вклад в поддержание обороноспособности Израиля вносит военная помощь, получаемая Израилем от США. Впервые Израиль получил безвозмездную военную помощь от США в 1974 году (на сумму в полтора миллиарда долларов). За период с 1974 года по 2002 год. Израилем была получено от США безвозмездная военная помощь на общую сумму 41,06 миллиардов долларов. При этом большую часть средств военной помощи Израиль обязан тратить в США, на приобретение военной техники, запчастей, боеприпасов и снаряжения, что сковывает развитие предприятий оборонной промышленности в самом Израиле. При этом суммарный годовой объем производства ВПК Израиля превышает 3,5 млрд. долларов, причем большая часть этой продукции идет на экспорт (на долю Израиля приходится 8% от мирового экспорта вооружений).

Израильская армия насчитывает состоит преимущественно из военнослужащих срочной службы и резерва (число кадровых военнослужащих относительно велико в ВВС и ВМФ). По этой причине израильские вооруженные силы, в отличие от большинства других армий, не образуют замкнутую профессиональную корпорацию, а в полном смысле слова являются общенациональной армией. Численность израильских вооруженных сил при полной мобилизации (не считая территориальные оборонные подразделения, отряды гражданской обороны, пограничную и береговую охрану) оценивается в 631 тыс. человек, при этом на действительной службе состоят около 186 тыс. человек. Сравнение численности солдат и офицеров срочной службы показывает, что египетская армия (450 тыс. чел.) превосходит израильскую в 2,4 раза, а сирийская (289 тыс. чел.) – в 1.5 раза. Данный дисбаланс частично корректируется за счет того, что численность резервистов в израильской армии (445 тыс.) превосходит численность резервистов в египетской (254 тыс. чел.) и сирийской (132 тыс. чел.) армиях вместе взятых. Войска Иордании (101 тыс. солдат и офицеров срочной службы) и Ливана (61 тыс. чел.) уступают по своей численности Армии обороны Израиля.

Израильская армия способна в 24 часа осуществить мобилизацию большинства резервных частей, что до известной степени компенсирует стратегические слабости Израиля – малую территорию, ограниченную численность регулярной армии и протяженные границы, позволяя в считанные часы доставить подкрепления частям регулярной армии, держащей фронт. Другой важнейший аспект израильской стратегической доктрины, призванной решить проблему малой страны, окруженной численно превосходящим неприятелем, - наступательный характер военных действий. Это предусматривает перенесение военных действий на территорию неприятеля и, по возможности, отдаление их от границ страны, быстрая переброска войск с фронта на фронт, сосредоточение максимума сил в месте основной угрозы, концентрированное и координированное использование ВВС против наземных сил и тылов противника (что, среди прочего, позволяет уменьшить людские потери), нанесение (в благоприятных политических условиях) превентивных ударов, а также максимальное использование технологических достижений мировой и отечественной военной промышленности.

При полной мобилизации израильские сухопутные силы насчитывают около 521 тыс. человек (141 тыс. военнослужащих на действительной службе и 380 тыс. резервистов) – 16 дивизий (в том числе 12 бронетанковых), а также 76 бригад. На вооружении ЦАХАЛа находятся примерно 3.930 танков – больше, чем в армии любой из граничащих с Израилем стран (у Сирии – до 3.700, у Египта – около 3 тысяч, у Иордании – 970, у Ливана – 280), значительная часть из которых (около 1.400) – танки «Меркава» моделей I, II, III и IV израильского производства (после закупки 300 единиц танков М60А3 в 1979 г., поставленных в 1980–1985 гг., Израиль не покупает танки за границей – обновление танкового парка осуществляется за счет производства «Меркава»). Израиль располагает примерно 8.040 бронетранспортерами и бронемашинами, большей частью американского производства – больше, чем в армии любой из граничащих с Израилем стран (у Сирии – примерно 5.060, у Египта – 3.680, у Иордании – 1.815, у Ливана – 1.235). Артиллерийские силы насчитывают около 1.350 орудий, преимущественно – самоходных: тяжелые гаубицы калибра 203 мм (36 штук) и дальнобойные орудия калибра 175 мм американского производства (140 шт.), около 720 сделанных во Франции по израильскому проекту пушек калибра 155 мм, а также значительное количество трофейных советских орудий калибра 130 и 122 мм. На вооружении находится большое число минометов, в частности, самоходных установок калибра 160 мм.

На службе в военно-воздушных силах состоят около 36 тыс. человек. Во время мобилизации персонал израильских ВВС достигает приблизительно 91 тыс. человек. ВВС Израиля имеют по разным данным до 800 боевых самолетов, в т.ч. 628 – на вооружении и 172 (57 – модели «Скайхок» и 115 – модели «Кфир») – на оперативном хранении (т.е. поддерживаются в боеспособном состоянии; предназначены для продажи за границу или использовании в экстренной ситуации) – больше, чем в армии любой из граничащих с Израилем стран (у Египта – 505, у Сирии – 451, у Иордании – 97, у Ливана боевых самолетов нет). Кроме боевых самолетов, израильские ВВС располагают 57 (по другим данным – 79) транспортными самолетами «Боинг-707», C-130H «Геркулес», «Арава» и «Доренье» модели Do-28B-1; 6 транспортными самолетами-заправщиками; 138 учебными самолетами; 22 самолетами связи; а также самолетами электронной разведки и патрульными самолетами. На вооружении военно-воздушных сил страны и 135 боевых вертолетов AH-64A «Апачи», AH-1G/E/F/S «Кобра» и 500MD «Дефендер», а также транспортные вертолеты различных модификаций.

В Израиле специализированные средства противовоздушной обороны, кроме корабельных, сосредоточены в войсках ПВО, входящих в состав ВВС. ПВО являются боевым родом войск, от новобранцев требуется высокий медицинский профиль. Обслуживание систем ПВО осуществляют Центр обслуживания систем и оружия ВВС, а также гражданские фирмы. Испытания ракет и большинство учебных стрельб систем ПВО проводятся в подразделении по испытанию ракет в Пальмахим. Другие стрельбы проводятся на полигоне в районе Мицпе-Рамон на юге Израиля. Первые системы ПВО (40-мм зенитные пушки L-70) были поставлены Израилю правительством ФРГ в 1962 году; в том же году в Израиль из США поступили первые зенитно-ракетные комплексы HAWK. В настоящее время Израиль располагает 22 батареями тяжелых зенитно-ракетных комплексов, а также примерно 70 переносными установками легких зенитно-ракетных комплексов.

Израильский военно-морской флот после беспрецедентных успехов в 1973 г. (19 уничтоженных судов неприятеля без потерь с израильской стороны) начал быстро развиваться. В настоящее время израильские ВМС считаются не только одними из наиболее оперативных в мире, но и доминантной морской силой в бассейне Восточного Средиземноморья. В военно-морском флоте Израиля служит около 9.500 человек; во время мобилизации численного личного состава ВМС достигают 19.500 человек. Израильский военный флот располагает в настоящее время 6 подводными лодками, 15 (по другим данным – 20) корветами типа «Эйлат» и ракетными катерами типов «Хец», «Алия» и «Решеф» и 33 сторожевыми катерами.

В ЦАХАЛе и полиции создано несколько специальных подразделений, главная задача которых – противостояние террору. Среди них: ЯМАМ – специальное подразделение полиции по борьбе с террором, ответственное за антитеррористические операции на территории Израиля; Саерет МАТКАЛЬ [Разведка Генерального штаба], ответственная за антитеррористические операции за пределами страны; Шаетет-13 (13-я флотилия, спецназ ВМФ, ответственная за антитеррористические операции с морским уклоном за рубежом); и ЛОТАР Эйлат (ЛОТАР – лохама бе-террор [борьба с террором], подразделение 7707, ответственное за антитеррористические операции на территории Израиля в районе города Эйлат; из-за географической удаленности Эйлата и его близости к египетской и иорданской границам было решено создать для него отдельное подразделение). Кроме этого, антитеррористические спецподразделения были созданы в каждом из военных округов: Саерет «Голани» (разведрота пехотной бригады «Голани») – в Северном, Саерет Цанханим (разведрота парашютно-десантной бригады), Саерет НАХАЛ (разведрота пехотной бригады НАХАЛ) и Саерет «Дувдеван» (спецподразделение так называемых мистарвим, действующее в арабском камуфляже на контролируемых территориях) – в Центральном и Саерет «Гивати» (разведрота пехотной бригады «Гивати») – в Южном военном округе. В 1995 году для противостояния «партизанской войне» в Ливане была воссоздано подразделение Саерет «Эгоз», расформированное в 1974 году вместе с Саерет «Херув» и Саерет «Шакед». Впоследствии бойцы этого отряда внесли неоценимый вклад в борьбу с палестинским террором на Западном берегу (Иудее и Самарии) и в Газе.

Существование постоянной угрозы национальной безопасности со стороны арабских соседей вынуждает Израиль сохранять в стране мощные вооруженные силы, оснащенные современными средствами вооруженной борьбы, включая и оружие массового поражения. Хотя Израиль никогда не проводил открытых ядерных испытаний, согласно имеющимся оценкам, Израиль ныне занимает шестое место в мире среди ядерных держав после США, России, Англии, Франции и Китая. Ядерная программа Израиля была начата еще в 1950-е годы; у ее истоков стояли Д. Бен-Гурион и Ш. Перес. Научное обеспечение ядерной программы осуществлялось коллективом ученых из Научно-исследовательского института им. Вейцмана. В 1952 году под контролем Министерства обороны была создана Комиссия по ядерной энергии во главе с Э.Д. Бергманом. В 1956 году Израиль заключил секретное соглашение с Францией о постройке плутониевого ядерного реактора. Реактор начали возводить в отдаленном уголке пустыни Негев, около тогда совсем небольшого городка Димона. Установка для переработки облученного топлива была создана в 1960 году, а реактор мощностью 26 МВт введен в строй в 1963 году. Сейчас мощность реактора достигает 150 МВт, что по оценкам специалистов, позволяет получать оружейный плутоний в количестве, достаточном для производства более 10 бомб средней мощности в год. К Шестидневной войне уже были собраны первые два ядерных устройства, а, начиная с 1970 года Израиль стал производить от трех до пяти ядерных зарядов в год. При этом Израиль отказался подписать Договор о нераспространении ядерного оружия, достигнув взаимопонимания с администрацией США (и лично президентом Р. Никсоном), согласно которому, «предполагалось, но не признавалось», что Израиль является государством, располагающим ядерным оружием. Только 13 июля 1998 года на пресс-конференции в Иордании Ш. Перес, бывший тогда премьер-министром Израиля, впервые публично признал, что Израиль обладает ядерным оружием, однако ни он, ни кто-либо другой из израильских руководителей ни тогда, ни позднее не обнародовали никаких деталей, относящихся к этой сфере. По разным оценкам, Израиль потенциально может иметь к настоящему времени от 100 до 500 ядерных боезарядов, совокупный тротиловый эквивалент которых может составлять до 50 мегатонн. Начиная с 1963 года в Израиле создаются баллистические ракетные системы, способные нести ядерные боеголовки. Еще в 1989 году успешные испытания прошла баллистическая ракета «Иерихо-2Б» с дальностью действия до 1500 км, способная поражать цели, в том числе, и на всей территории Ливии и Ирана. Вооруженные силы Израиля располагают также и авиационными средствами доставки ядерного оружия (в том числе самолеты F-16, F-4E «Фантом» и A-4N «Скай Хок» американского производства). Более того, Израиль – единственная на Ближнем Востоке держава, с высокой степенью вероятности, имеющая ядерные системы оружия наземного, морского и воздушного базирования, однако очевидно, что Израиль никогда не станет государством, первым применяющим ядерное оружие. Основная миссия израильского ядерного потенциала – служить залогом стабильности существования еврейского государства, гарантируя, что оно никогда не будет побеждено в ходе боевых действий.

Идеология Израиля.
Идеология Израиля основана на сионизме, который объединяет различные по своей ориентации движения — от лево-социалистических до ортодоксально-религиозных. До Второй мировой войны сионизм был одним из наиболее крупных общественно-политических движений еврейского народа (наряду с ратовавшим за культурную автономию рабочим движением Бунд и территориализмом). После Холокоста он стал практически единственным. Политический сионизм как идеология представляет собой совокупность идей, направленных на создание мощного еврейского государства, и переселение всех евреев мира на свою историческую родину. Он возник в конце 19 века в период расцвета капитализма и был направлен на решение различных проблем, стоящих перед этническими евреями, проживающих в других странах мира. 

Основателем сионистской идеологии считается Теодор Герцль, опубликовавший в 1986 году свою работу «Государство Израиль», в которой описал свое видение судьбы и предназначения еврейского народа и его отношений с исторической родиной. Уже в следующем году Герцль руководил первым Всемирным еврейским конгрессом в Базеле, где была основана Всемирная Сионистская Организация (ВСО)
Среди наиболее авторитетных источников сионизма нужно отметить религию иудаизм, который использовался властными кругами как способ отличия евреев от неевреев, для подчеркивания богоизбранности народа и даже его некого превосходства над другими.

Сионизм поддержала значительная часть еврейской элиты различных стран мира, затем его одобрили и империалистические государства, к покровительству которых стремились многие сионистские лидеры. Некоторые эксперты полагают, что это покровительство империалистических держав было небескорыстным, и они таким образом планировали распространить свое влияние на Ближнем Востоке. Вначале сионизму покровительствовала Англия, а после Второй Мировой Войны – Соединенные Штаты Америки.

Создание государства Израиль подтолкнуло идеологов сионизма на выдвижение новых целей и задач. Стали провозглашаться идеи о неразрывной связи и тождественности всех евреев мира с Израилем, который именовался центром всего еврейского народа. С созданием израильского государства начали происходить перемены в расстановке сил в международном сионизме. Идеологические лидеры встали во главе многих сионистских организаций. Они преследуют цель  убедить представителей зарубежных еврейских общин в необходимости считаться с политической ситуацией в Израиле и подчиняться его интересам. Эта идеология выливается в два основных пункта: патриотические чувства, солидарность и духовное единение евреев, проживающих вне Израиля с одной стороны, и окончательное тотальное переселение всех евреев в свое государство. Главным аргументом идеологи является стремление к обеспечению безопасности страны, угроза которой поступает в основном со стороны арабских государств.

Помимо идеологических сторонников, у сионизма есть также и критики, которые приводят свои аргументы. Несостоятельность сионизма отмечается, прежде всего, тем фактом, что главная его цель – переселить всех этнических евреев в Израиль - так и осталась недостигнутой. Значительная часть представителей еврейской нации не планирует в ближайшем будущем отправиться на историческую родину, а продолжает жить в других странах мира. Внутри самого Израиля также не удалось построить единого целостного общества, продолжают существовать разногласия в правящих кругах, различных культурных традициях и т. д.

Геостратегические перспективы и альянсы
В качестве основных геостратегических партнеров можно назвать США и западные державы, тем не менее, можно констатировать факт трансформации прежних отношений – они становятся в некотором смысле более сдержанными.

Существует ряд факторов, способствующих такому положению вещей. К примеру, если говорить об истории вопроса, то это глобальная перестройка мирового баланса сил, в частности, распад СССР и впоследствии военно-политическое ослабление России. Надо сказать, что распад СССР (главный партнер противников Израиля) и геостратегическая переориентация арабских и исламских государств способствовали укреплению внешнеполитических позиций Израиля на весьма ограниченное время. Глобальная «перестройка» мирового баланса сил, на которую возлагалось столько надежд в Израиле, привела во многом к негативным последствиям.

Внутриполитическая конъюнктура в США и Англии сложилась явно не в пользу Израиля. В США именно Демократическая партия, за которую традиционно голосуют еврейские избиратели, стала инициатором пересмотра отношений с Израилем. Политика лейбористов Англии в отношении ближневосточной проблемы обусловила обвинения в антисемитизме Тони Блэра и главы внешнеполитического ведомства Робина Кука. Аналогичные обвинения предъявлялись Биллу Клинтону. Во Франции у власти находятся правые силы, которые продолжают линию Шарля де Голля, как известно, отнюдь не произраильскую, а миттерановская мода на «дружбу с Израилем» прошла, как отмечается некоторыми исследователями. И даже в странах Южной и Центральной Европы, которые традиционно дружественно относились к Израилю, все больше проявлялась тенденция осуждения его политического курса.

Данные факторы детерминирует поиск Израилем неких новых ориентиров, партнеров, союзников, финансово-экономических рынков, - зачастую нетрадиционных, «непривычных», подразумевающих участие и включение в новые неожиданные геостратегические альянсы. Так, в настоящее время одним из важных внешнеполитических устремлений Израиля является акцент на «континентально-европейский» полюс, нежели чем на «англо-саксонский». Великобритания всегда считала политику Соединенных Штатов по отношению к Израилю во многом неадекватной, создающей потенциальную опасность глобального столкновения запада и исламского мира. Великобритания и Израиль, по сути, никогда не имели дружественных отношений, Израиль расценивался Великобританией как помеха в распространении её влияния и осуществления политики в отношении Ближнего Востока. В свете этого, для укрепления своей позиции в отношениях с США и Британией, Израиль ищет поддержки у Европейского Союза, и, прежде всего, Франции и Германии. Кроме того, Израиль демонстрирует готовность передать роль арбитра в решении ближневосточного вопроса Европейскому Союзу (а не США, как это было ранее).

По мнению некоторых исследователей, Британия, несмотря на охлаждение отношений, также рассматривается как партнер в «шантаже» США. Эти устремления несколько авантюрны, так как Европа переживает период «модернизированного» антисемитизма, а политика Великобритании не подает никаких вразумительных сигналов о готовности трансформировать политику Европейского Союза из однозначно проарабской в более сбалансированную. Наряду с данной стратегией в части западного направления Израиль занят серьезной разработкой и евразийского направления, который рассматривается как одно из приоритетных, не только политически, но и экономически.

Что касается геополитических отношений с Россией, то можно сказать, что в данное время РФ является нейтральным игроком в вопросе ближневосточного урегулирования, и, как представляется, еще долгое время не сможет вернуть утраченное влияние в этом регионе. При этом Израиль заинтересован в использовании российского влияния на своих противников, а также участие в региональных и межрегиональных геостратегических блоках и альянсах. В частности, речь идет о таких странах, как Грузия, Турция, Азербайджан. Создание геостратегических альянсов в этих регионах позволяет обеспечить надежные источники сырья – нефти, продовольствия, различных материалов (сталь, алюминий), а также пресной воды. Это особо важный аспект для Израиля, где водообеспеченность на душу населения не превышает 360 кубометров в год, что меньше, чем в соседних государствах и пустынных странах Магриба.

Аналогичную политику Израиль пытается проводить в Центральной Азии, прежде всего, в отношении Казахстана и Узбекистана. Такая политика соответствует доктрине Давида Бен Гуриона – «о неарабском окружении», то есть, создания «пояса» союзников и партнеров. Также нужно отметить, что между Израилем и вышеперечисленными странами – Турцией, Грузией и Азербайджаном – сейчас активно развивается военно-техническое сотрудничество. Израильско-турецкий договор 1996 года предполагает создание объединенной группы военно-стратегических исследований, взаимодействие разведывательных структур, проведение совместных учений, обмен военными академиями, тренировочные полеты израильской боевой авиации над турецкой территорией, поставку Израилем Турции военно-технических средств на сумму 650 млн. долларов, техническую модернизацию 54-х “Фантомов Ф-4”. Кроме того, Израиль активно участвует в предоставлении военно-технической помощи и подготовке кадров для вооруженных сил Грузии и Азербайджана. Уже проведен ряд визитов высокопоставленных израильских политических деятелей в эти регионы, в перспективе – сотрудничество в этом аспекте с регионами Центральной Азии, которая также является перспективным финансово-экономическим рынком и партнером. Несмотря на наличие позитивных результатов такой политики, данные государства не являются крупными игроками на международной арене и вряд ли могут быть «защитниками» интересов или партнерами Израиля, влияющими на расстановку сил или принятие значимых решений. В то же время, безусловно, их участие в про-израильских осях, блоках и альянсах, усиливает международные позиции Израиля, осуществляют вклад в укрепление его безопасности, прежде всего, геополитической. В этой связи следует упомянуть так называемый ГУАМ – политический блок, в котором участвуют Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Партнерские и союзнические отношения с этими странами рассматриваются Израилем в качестве инструмента для осуществления крупного геостратегического плана-проекта – восстановления политических отношений с Ираном, как это ни странно, Израиль возлагает на это большие надежды. Однако, очевидно, что пока подобные намерения трудноосуществимы, для этого у Израиля нет достаточно мощной политической поддержки, но – работа в данном направлении ведется.


Отношения Израиля с ведущими странами.
На сегодняшний день, ведущими странами и моровыми альянсами можно назвать США (англосаксонский альянс), ЕС, Индия, Китай и Российская Федерация.

Израиль – США
В настоящий момент Израиль имеет лишь одного союзника в лице США. Штаты полностью контролируют внешнюю политику Израиля и используют его в качестве форпоста на Ближнем востоке. Сотрудничество строится на экономической и военной поддержке со стороны США и политической со стороны Израиля. Потеря такого союзника для Америки грозит утратой контроля над всем регионом и исламизацией, которая лишит Штаты источников сырья.

Израиль же в свою очередь сильно зависим экономически, т.к. основным источником доходов государства является оружие, разработки новейших технологий в области с/х  и хай-тек. США предоставляют Израилю помощь в данных сферах, однако, он являются полностью подконтрольны «старшему товарищу». Так же Америка держит Израиль в своем подчинении постоянными угрозами и шантажом отказа от сотрудничества, требуя все новые уступки. На вопрос о том, может ли Израиль отказаться от данного сотрудничества можно однозначно утверждать, что это не возможно. При выходе Израиля из отношений сотрудничества его ждет жесткая экономическая блокада.

Так же нужно отметить, что и США необходимо данное сотрудничество, так как Израиль выступает буфером в ближневосточных конфликтах и готов предпринимать любые действия, продиктованные Штатами. Примерами могут служить сдача Газы полестинцам, чтобы «успокоить» мировое сообщество и конкурентов из ЕС, «заморозка» строительства поселений и существование «Палестинского государства». Таким образом, видно, что хотя это сотрудничество выгодно, скорее для США, чем для Израиля, он от него отказаться в ближайшем будущем не в состоянии.

Израиль – ЕС
Отношения Израиля и Европейского союза, а точнее отношение ЕС к Израилю выглядят еще более сложными. Главным интересом ЕС, на сегодняшний день, является локализация исламского конфликта, особенно в странах Европы. Таким образом, для ЕС выгодно с одной стороны поддержание палестинского конфликта, который бы отвлекал внимание исламистов, с другой стороны экономическая поддержка Израиля. Учитывая, что основой экономики Израиля являются военные технологические разработки и торговля оружием, ЕС значительно проигрывает Америке в качестве претендента на роль «старшего брата».

Израиль – Индия
С 1992 года между данными странами официально установлены двусторонние отношения.  Сегодня, между странами существует сотрудничество в экономических вопросах, а так же в сфере вооружения. Однако одним из препятствий в политической сфере является мусульманский вопрос в Индии, власти опасаются потери доверия и поддержки мусульманской части населения. Еще одним фактором, препятствующим полной переоринтации Израиля в сторону Индии является то, что экономика Индии «подстроена» под США и ЕС, а также сотрудничество с Россией в вопросах, касающихся импорта газа и нефти. Таким образом, очевидно, что Израиль не может предложить Индии ничего, кроме вооружения. Между странами нет базы для глобального партнерства. Влияние каждой из них слишком мало для того, что бы выдержать натиск мировых «гигантов», таких как США и ЕС.

Израиль – Китай
Китай уже на протяжении многих лет занимает нейтральную позицию в отношениях с другими странами. Он имеет множество интересов в различных областях, которые Израиль реализовать не в состоянии. Единственное направление, в котором эти страны могут сотрудничать это военная сфера.

Израиль – Россия
Основными источниками доходов Российской Федерации является экспорт нефти и вооружения. В сфере торговли оружием Израиль является конкурентом России. Вступив в партнерские отношения с государством, проводящим жесткую «имперскую» политику, означает отказаться от независимости не только в сфере внешней политики (как в случае с США), но и во внутренней. Россия, прежде всего, потребует свертывания военных программ в обмен на поддержку в ООН. Однако это лишит Израиль большей части доходов и неминуемо приведет к развалу экономики. Таким образом, союз с Россией является не более перспективным, чем с США.

Вывод:
На сегодняшний день, единственным полноценным союзником Израиля является США, при этом врагов можно выделить огромное множество (христианские конфессии Европы, РПЦ, "толерантная" общественность, левые ультранационалисты, исламисты).

Перспективы геополитики Израиля заключаются в сохранении союзнических отношение с Америкой и налаживании экономических и политических взаимоотношений с ЕС, Индией, Китаем и Россией. Однако, нельзя сказать, что у Израиля есть шансы на установление отношения равного союзничества ни с одной из перечисленных стран, так как Израиль, несмотря на свои амбиции, богатую культуру, историю и потенциал, все же является слишком маленьким в территориальном смысле и малочисленным государством.

Комментарии посетителей сайта

Комментариев пока не добавлено

 
Свежие публикации

Top!