Вторник, 21 Ноябрь 2017
ПЕРВЫЙ В РОССИИ САЙТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
 
Главная arrow Геополитические доктрины arrow Геополитическая доктрина Японии

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ


Дискуссионная трибуна
Мировая политика в лицах
Лидерство в мировой политике
Геополитические доктрины
 
Материалы
Библиотека
Сравнительная политология
Теория Мирового Политического Процесса
Работы студентов и аспирантов
 
Поиск по сайту
Авторизация





Забыли пароль?
Статистика
посетителей: 1295063
Геополитическая доктрина Японии Версия для печати Отправить на e-mail
Понедельник, 21 Февраль 2011

 Людмила Комарова,
Дарья Акулова,
Людмила Захватова,
Дарья Кислицына,
Никита Пичугин,
Андрей Сузи

 

Геополитическая доктрина Японии

Япония – государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и др.), которых всего около 4 тыс.; омывается Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями; общая площадь территории 372 тыс. км2.

Один из основателей геополитики К. Хаусхофер относил Японию к «островным странам с континентальным типом мышления». Немецкий ученый полагал, что Япония представляет собой полную противоположность другого островного государства – Англии. Оснований для такого противопоставления было немало. Англия всегда отгораживалась от Европы, противопоставляла себя ей. Япония, напротив, поддерживала тесные связи с Азией, в большей степени с азиатским Китаем, Кореей, и обязана континенту практически всем – от письменности до орудий труда и производства. В духовной жизни эту связь проследить тоже нетрудно: древние сакральные тексты исторических сборников «Кодзики» («Запись о деяниях древности», 712 г.) и «Нихонги («Анналы Японии», 720 г.) – средоточие японской традиции – во многом заимствованы из китайского, корейского, а также индийского и малазийского духовного богатства.

Безусловно, это заимствование было обогащено и адаптировано к особенностям национального самосознания, переработано им и в результате приобрело самобытную сущность. И японцы не без оснований считают свою страну родиной сакрального, «землей духов», Страной восходящего солнца, «страной духовного изобилия». Для них Япония – символический онтологический пояс. Философские взгляды японцев характеризуются самоуглубленностью, предельной сосредоточенностью, медиативной направленностью. Такая «философия жизни», основанная на одном из течений буддизма – «дзен», сформировала стиль мышления, образец жизни японцев.

Необходимо подчеркнуть такой немаловажный момент из истории Японии. В 1633, 1636 и 1639 гг. последовали три указа японского правителя о «закрытии страны». Япония была закрыта для иностранцев, особенно европейцев (впервые европейцы – португальцы – попали в Японию в 1542 г.). Необходимо отметить, что страна была закрыта не только для европейцев, но и для соседей, за исключением китайцев. Самим японцам было запрещено строить большие суда и ходить дальше указанной прибрежной зоны. «Открыл» Страну восходящего солнца американский крейсер под командованием капитана М. Перри в 1854 г. Европейцы получили свободный доступ в  порты Симода и Хакодате.

Итак, геополитическое положение Японии нельзя отнести к числу благоприятствующих развитию «свободной» рыночной конкуренции. Прежде всего, это:

  • высокая плотность населения, сосредоточенного на очень узких полосках пригодной для хозяйственного использования земли при крайне незначительной наделенности природными ресурсами, в особенности минеральным сырьем.
  • почти полностью отсутствуют собственные энергоносители (исключая гидроэнергию).
  • общей мягкости климатических условий страны противостоит ее постоянная подверженность природным катастрофам. Можно даже сказать, что Япония лежит в узле землетрясений, вулканических извержений и мощных тайфунов.
  • Сельское хозяйство страны нуждается в постоянных и крупномасштабных мелиорационных работах. Промышленное, жилищное и транспортное строительство удорожается необходимостью антисейсмических мероприятий, рассчитанных на наиболее мощные удары подземной стихии.

Итак, как мы видим, такие географические факторы, как положение страны, рельеф местности, высокая плотность населения, бедность полезными ископаемыми, важное военно-стратегическое значение положения страны, оказывают существенное влияние на геополитику Японии.

Не стоит забывать, что Япония позже всех индустриальных стран вступила на путь развития и вынуждена была длительное время догонять развитые капиталистические страны, причем в первое время в условиях навязанных ей силой неравноправных торговых договоров.

В начальный период своего индустриального развития Япония находилась как бы на задворках мировой экономики, и лишь в последние десятилетия центр мировой экономики перемещается из Средиземноморско-атлантической зоны в Тихоокеанский регион. После Второй мировой войны страна, пережившая атомные бомбардировки, была оккупирована иностранной армией. Потерю колоний, в особенности, Манчжурии и Кореи, где была сосредоточена значительная часть производственного потенциала Японии, и где имелись значительные минеральные ресурсы, в том числе, энергоносители (каменный уголь), можно по экономическим последствиям сравнить с последствиями распада Советского Союза для нынешней России.

Пройти через все эти испытания Японии помог несгибаемый дух японского народа, сумевшего выстроить свою особую экономическую организацию, опиравшуюся на старые и даже древние традиции. Ее можно охарактеризовать, как специфически японский вариант государственного капитализма (патернализм). Эта система обеспечила необходимый эффект, который позволил не только преодолеть неблагоприятные геополитические факторы и превратить их в преимущества, но и вывести страну в ряды крупнейших экономических держав мира. 

Современное положение Японии, ее политическая роль в мире совершенно не соответствуют достигнутой экономической мощи Страны восходящего солнца. В начале XXI в. политические условия, навязанные Японии США после поражения в войне 1941–1945 гг., а также настороженное отношение к ней политических лидеров и народов стран, оккупированных милитаристской Японией в 1935–1945 гг. (Манчжурии, Кореи и т. д.), значительно ограничивают ее свободу в выработке внешней политики, в выборе геополитического пути. Это касается и геостратегических отношений с ближайшими соседями, включая Россию.
Рассмотрим отношения Страны восходящего солнца с важнейшими политическими акторами современности.

Япония и США.
 С одной стороны, США являются ключевым направлением внешней политики Японии, а с другой союз этих двух стран - краеугольный камень мира и порядка во всем мире.
Как мы помним, в 1960 году между Японией и США был подписан мирный договор и «договор безопасности». С этого периода особенно устойчиво проявляется курс по сближению государств. Договор о «взаимном сотрудничестве и безопасности» говорит о том, что США полностью обеспечивают военную безопасность Японии. Это обусловлено тем, что после окончания войны 1945 года Япония отказалась от армии, позиционируя себя как игрока, который решает все проблемы без применения силовых методов. И для того, чтобы Япония могла обеспечить свою безопасность, США размещают на ее территории военные базы. Сейчас на территории Японии располагаются 52 военных объекта США, а также американское ядерное оружие.

Но договор заключает в себе определенную несимметричность взаимных обязательств сторон по договору безопасности. Поскольку статья 9 Конституции Японии 1947г. закрепляет отказ этой страны "на вечные времена" от использования силы для решения международных споров, договор предусматривает защиту Соединенными Штатами Японии, но не обязывает Японию защищать США. Исходя из этого, Япония и США не рассматриваются как равные союзники.

Таким образом, одной из важнейших задач Японии по данному направлению является поднятие собственного политического статуса до равного США для осуществления полноценного сотрудничества.
Далее, в июне 1997 г. был опубликован интересный документ «Основные направления японо-американского сотрудничества в области обороны». В нем речь идет по существу не об обороне Японии, а о совместных американо-японских военных действиях  в «прилегающих» к ней обширных регионах. Теперь за Японией закреплено обязательство оказывать поддержку Соединенным Штатам в случае возникновения угрожающих ситуаций в "районах, окружающих Японию", четкие географические границы которых не обозначаются. Именно поэтому документ вызвал достаточно серьезную критику стран АТР и не только. Документ был подписан для того, чтобы США официально могли контролировать ситуацию в АТР, так как регион для них является стратегически важным и перспективным. А через Японию  это достаточно легко сделать. США и Япония по данному договору выступают гарантами безопасности АТР.

Но все же документы были приняты достаточно давно, тогда как исторические реалии серьезно изменились. И это приводит к конфликтам. Последний из них касался военной базы США, расположенной на острове Окинава, где достаточно сильны антиамериканские настроения. Местное население было недовольно шумом самолетов, постоянным присутствием на улицах военных, загрязнением окружающей среды. Но сама проблема гораздо глубже. Таким образом выражается протест против вассального положения Японии по отношению к США. При этом Япония также рассматривает вариант отмены 9 статьи конституции и создания собственной армии. Также Хатояма начал серьезно критиковать капитализм Америки, прогнозируя скорый экономический спад. Но как только между США и Японией произошел конфликт, в дело вмешался Китай, который захотел вернуть территории, которые, по мнению его руководства, Японии не принадлежат. Поэтому Японии снова пришлось обратиться за помощью к США. Соответственно, конфликт не привел к каким бы то ни  было изменениям.

Если обратиться к теории, то в Японии в настоящее время существуют 2 концепции касательно гегемонии США:
Первые говорят о непредсказуемости и нестабильности всех политических альянсов. Также в условиях постоянно меняющегося мира очень сложно говорить об угрозах. Но при этом США выступают союзником Японии, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Но заниматься нужно, прежде всего, военно-техническими задачами. США выступают в АТР как балансер.

Вторые говорят о том, что США могущественны в краткосрочный период, но от них не могут идти никакие угрозы. Потенциальная угроза может исходить от Северной Кореи и Китая. По их мнению, нужно решать, прежде всего, дипломатические и политические проблемы. США рассматриваются при этом как заинтересованный гегемон.

Но, как мы видим, из обеих концепций однозначно вытекает лишь одно: со Штатами необходимо сотрудничать, так как это сильный союзник. 
Долгое время Япония и США вели тесное экономическое сотрудничество, но Америка подписала масштабное соглашение с Южной Кореей о свободной торговле. Это говорит о наличии проблем в экономических отношениях интересующих нас государств. В частности, Штаты не устраивает закрытость некоторых рынков Японии в частности, медицинский и страховой сектор.

Подводя итоги, стоит сказать о том, что несмотря на все противоречия США нуждаются в Японии для того, чтобы контролировать АТР, а Япония нуждается в Америке, для того, чтобы противостоять угрозам со стороны быстро развивающегося Китая, Северной Кореи, а также разрешить противоречия с Россией. Но внешнеполитическая роль Японии в мире должна соответствовать  ее экономическому  потенциалу. Надежная Япония превратилась сегодня для Америки в своенравную Японию. Она говорит о более "равноправном партнерстве", имея в виду менее подобострастное отношение к США. Но пока эти планы наталкиваются на серьезные проблемы. Но при этом стратегическое партнерство между государствами развивалось долгие годы, и ни одному, ни второму пока не выгодно его терять.

Япония и Россия.
В истории отношений Японии и России было много конфликтов, военные столкновения, серьезные конфронтации и споры, часть которых перешла и в современность.
В настоящее время взаимодействие между странами очень напряженное. До сих пор никак не закрыт спор о Курильских островах, который является острой болевой точкой для каждого из государств. Именно проблема спорных территорий связана с заключением мирного договора между странами, которого до сих пор не существует. Проблема Курил началась с того, что в разрушительной эйфории "перестройки" российские дипломаты неосторожно дали повод японскому правительству надеяться на пересмотр итогов Второй мировой войны, и хотя сегодня Токио проявляет тонкое дипломатическое чутье, эти надежды сохраняются. Уступка Курил помимо удара по стратегическим позициям России на Тихом океане стала бы чрезвычайным прецедентом для возобновления территориальных споров во всем мире. Но в то же время японцы говорят о  том, что для них возвращение Курильских островов – вопрос национального достоинства.

Здесь проблема в том, что главы обеих стран считают свои позиции юридически безупречными, и ни один из них не собирается идти ни на какие уступки.
Изначально у Японии касательно России были 2 ключевые задачи: 1) решить вопрос с Курилами; 2) заключить мирный договор с Россией. Причем цели должны были быть осуществлены именно в том порядке, в котором заявлены. Но с учетом последних событий рассматривается другой вариант: заключить мирный договор, не решая территориальный спор, так как в ближайшее время ни одно из государств не хочет идти на уступки.

Но при всем этом есть небольшой прогресс в отношениях, а именно, в 2000 году впервые в истории двусторонних отношений Президент России и премьер-министр Японии подписали Совместное заявление о взаимодействии России и Японии в международных делах.

Также Россия и Япония начали активное экономическое сотрудничество. В ходе переговоров В. Путина и И. Мори в 2000 г. была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского сотрудничества: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР. Предусмотрены вложения в транспорт, науку и технологии, атомную энергетику, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д. Итак, в настоящее время наметилась тенденция к усилению экономического сотрудничества. Экспорт из Японии вырос в несколько раз, впрочем, так же, как и импорт нефти из России.

Также сейчас осуществляются мероприятия по поводу культурного обмена между странами для того, чтобы ликвидировать существовавшие ранее между странами противоречия. Культурное взаимодействие может помочь при решении территориальных спорах, и сближение должно привести в итоге к заключению мирного договора. Это дает определенные плоды: нет больше ненависти, которая была ранее. В Россию проникают суши и Харуки Мураками, а в Японии пользуются популярностью Чебурашка и Достоевский. Также по опросам жителей на тему того, какое государство представляет опасность, практически никто не отвечает, что Россия. Лидируют в этом списке Северная Корея и Китай.

Еще одним важным звеном сотрудничества между странами является энергетика. Путем шестисторонних консультаций, начавшихся в 2003 году, Япония и Россия смогли согласовать и синхронизировать свои позиции и действия по таким темам, как проблема Корейского полуострова и ядерное нераспространение.

Однако до тех пор, пока не прекратятся территориальные споры и не будет подписан мирный договор, пока Россия не займется активным развитием Дальнего Востока, обе страны будут оставаться вероятными военными противниками. Но при этом допустимо экономическое сотрудничество, которое не будет подкреплено политическим.

Япония и Китай.
Современные отношения двух данных государств имеют немало проблем. Япония в последние десятилетия интенсивно развивалась. Но Китай начинает ее догонять. И в экономической сфере два государства являются конкурирующими. 

У Японии по отношению к Китаю два варианта развития:

  • Пытаться затормозить его развитие, став неоспоримым политическим лидером в регионе
  • Прогнозы о возможном политическом и экономическом лидерстве Китая могут заставить Японию перенаправить тесное сотрудничество с США на Китай. Но это усложнено несколькими обстоятельствами: во-первых, Япония заинтересована в Америке, во-вторых, с Китаем есть разного рода конфликты.

Китай выступает против возможной милитаризации Японии. Причем достаточно активно доказывает свою точку зрения.

Острой проблемой является вопрос о Тайване. В начале 2005 года Япония и США выпустили совместную декларацию, названную «мирным решением» тайваньской проблемы. Эта декларация разозлила КНР, которая опротестовала вмешательство в свои внутренние дела. Япония признает Тайвань как отдельное государство, она даже входит в число немногих государств, которые ввели с Тайванем безвизовый режим на въезд. Естественно, что признание Тайваня – это одновременно и удар по Китаю.

Китай критикует учебники Японии, в которых оправдываются преступления Японии во Второй Мировой Войне. В силу этого в Китае очень сильны антияпонские настроения. Также касательно Второй Мировой Войны есть еще одно серьезное противоречие: Китай хочет извинений от Японии за свои преступления во время войны. Но Япония не спешит приносить их, так как это повлечет за собой моральную компенсацию.

За последние десять лет между главами государства состоялась лишь одна встреча на высшем уровне, в 2008 году. Это еще раз подчеркивает проблемы, которые существуют при взаимодействии государств. В японском обществе очень сильны в настоящее время антикитайские настроения, равно как и наоборот. Японцы воспринимают Китай как потенциального врага. Но в тоже время, контакт в экономической сфере неизбежен.

Омрачает отношения между державами и территориальный конфликт. Неразрешенным остается спор о принадлежности островов Дяоюйдао (Сэнкаку) и материкового шельфа в Восточно-Китайском море (где предполагается наличие залежей углеводорода). Главным препятствием для достижения компромисса являются выдвигаемые сторонами различные варианты прохождения разграничительной линии между эксклюзивными экономическими зонами двух стран. Китай, тем временем, уже ведет разработку газа в этих водах и не признает существование этой линии, заявляя, что сфера его контроля распространяется до границы континентального шельфа, которая находится рядом с южной японской префектурой Окинава. Также на этот остров претендует Тайвань.

Китай и Япония давно спорят о принадлежности островов Сэнкаку. Япония заявила о своих правах на маяк, построенный на одном из этих островов, а Китай продолжает в надежде получить долю в запасах нефти или газа посылать исследовательские суда в воды, объявляемые Японией своей зоной экономического интереса.

Последняя встреча между представителями двух стран по этому территориальному вопросу произошла 25 октября 2009 года, длилась 10 часов и закончилась безрезультатно.

Относительно проблемы островов Сэнкаку напрашивается аналогия с Курилами. Однако здесь ситуация иная. Япония относится к Курильской проблеме, апеллируя к "попранному национальному достоинству". Здесь же Пекин всячески пытается напомнить Токио, что тот в 1930-40-е гг. являлся агрессором, и что в связи с этим архипелаг и находится до сих пор под японским контролем.

Но при всех конфликтах есть все же точки пересечения между государствами: это, прежде всего, экономическая взаимозависимость двух государств. Так как территориально они располагаются очень близко, каждая из стран ведет активную внешнюю торговлю, то невозможно ни Китаю, ни Японии полностью изолироваться от соседних государств.

Также есть вопросы международного значения, по которым мнения глав обоих государств одинаковы, например, проблема разоружения Северной Кореи.

Япония и Южная Корея.
Между данными государствами издавна существует взаимная неприязнь. Она основана на том, что достаточно долгое время существовало колониальное иго Японии над Южной Кореей. Но и в настоящее время между странами как камень преткновения стоят США. Америка начала тесно взаимодействовать с Республикой Корея. Из этого можно сделать вывод, что Япония теперь стала не единственным союзником в АТР для Штатов. Таким образом, между странами порождается конкуренция.

Следующая проблема между государствами – финансовая. Корея хочет материальную компенсацию за время колониального ига Японии, а также за ее агрессию во Второй Мировой Войне. Япония с этим не торопится. Также Япония фактически провоцирует другие государства на обвинения, так японский премьер-министр достаточно часто посещает мемориал, посвященный японцам, погибшим во Вторую Мировую Войну. Из этого можно сделать, что руководство Японии не согласно с тем, что ее обвиняют в агрессии. Скорее наоборот, рассматривают свой народ как пострадавший от военных действий.

Существует еще одна проблема, сопряженная с финансовой. В Республике Корея был финансовый кризис, в котором корейцы обвиняли именно Японию, уповая на то, что японцы полностью перешли на сторону Запада и США. То есть Япония, по их мнению, действует в интересах США и Запада, но никак не АТР, так как она не оказала ни малейшей помощи Корее в ее тяжелых материальных условиях.

Между двумя данными государствами есть еще достаточно серьезный территориальный спор касательно островов Токто. Несмотря на то, что вся территория островов совсем небольшая (около 186 тысяч  метров) конфликт достаточно  серьезный. У него есть своя финансовая подоплека: на островах есть полезные ископаемые, а также рядом с ними морепродукты.

Начался конфликт с 1954 года, когда после Второй Мировой войны в мирных договорах остров не указали, а Корея разместила на островах береговую охрану. Спор продолжается до сих пор. Последний раз он обострился в феврале этого года, когда японский посол сказал, что остров Токто принадлежит Японии. На что Южная Корея отреагировала достаточно остро. Она отказалась вести какие бы то ни было переговоры, таким образом, фактически объявляя Японии дипломатическую войну. Также провокация спора произошла, когда японцы в своих учебниках включили острова в состав своей территории. На что, опять же, Республика Корея прореагировала отказом вести переговоры.

Но при этом Япония оказывает экономическую помощь Корее. Хотя на этот факт тоже существуют различные точки зрения. Но основная говорит о том, что для Японии это возможность использовать метод кнута и пряника, то есть когда Корея выступает абсолютно лояльной Японии, то и финансовая поддержка оказывается, когда же Корея выступает против, то никакой материальной помощи она уже не получает. При всем этом, задача Японии – ослабить Южную Корею, так как в настоящее время она достаточно интенсивно развивается, выходя на площадку конкурентов Японии.

Но в то же время для Японии очень важна позиция лидера в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поэтому она должна поддерживать тесную взаимосвязь с соседними государствами, при этом поддерживая лидирующее положение.

Япония и Северная Корея.
Отношения между данными двумя государствами достаточны сложные и противоречивые.
Северная Корея Японией воспринимается как возможный агрессор. Этот образ складывается во многом из-за того, что у КНДР есть ядерное оружие. Причем сама Корея позиционирует себя на международной арене как достаточно агрессивное государство. Также в КНДР сильны антияпонские настроения. Они проистекают еще из периода колониальной зависимости Кореи от Японии.

Основная задача Японии по отношению КНДР - это разоружение последней. В случае отказа КНДР от ядерного оружия, появится возможность выстраивания контактов, основанных на сотрудничестве через оказание Корее финансовой поддержке для ее развития, во-первых, для того чтобы снизить значение Южной Кореи, а во-вторых, чтобы оказывать влияние на политику Северной Кореи.

Один из последних конфликтов между Кореей и Японией произошел  2002 году, когда КНДР признала, что  60-70-х годах она похищала японских граждан. Естественно, это все вызвало бурный протест в Японии, возобновив былые конфликты.

Но в то же время все же в экономической сфере между двумя государствами происходит взаимодействие, в частности, Японии оказывает материальную поддержку Северной Корее. Но целью данной помощи является ослабление Южной Кореи, а не развитие Северной.

На наш взгляд, основная цель геополитической доктрины Японии  связана с необходимостью достижения непререкаемого международного авторитета и возможности оказывать влияние на международную политику. При этом важным аспектом является то, что Япония стремится сохранить свои позиции в области мирового влияния, усилить их, но не стремится стать лидером мировой политической системы.

Достижению этой цели должен сопутствовать целый ряд задач:

  1. Сохранение внутриполитической и внешнеполитической стабильности, ориентация на мирное урегулирование любых конфликтов. Эта задача становится первостепенной, поскольку именно стабильность, отсутствие импульсивных и непродуманных шагов во внешней политике способны приблизить Японию к выше обозначенной цели. 
  2. Более активное участие в работе различных международных организаций. Япония должна стать таким международным актором, к которому прислушиваются на уровне наднациональных организаций. Для этого необходимы разработка программ международного сотрудничества, участие в решении конфликтов между странами.
  3. Продолжение распространения влияния Японии на мировую экономику. Япония обладает высокотехнологичным производством, высокой организацией труда. Таким образом, развивая эти основные качества своей экономики, японцам следует привлекать еще большие  иностранные инвестиции и распространять экономическую экспансию в другие страны. Высокие технологии, научные изобретения могут стать важным ресурсом мирового влияния, если они будут отвечать потребностям поддержания мирового порядка и способствовать решению глобальных проблем современности (например, инновационные технологии в области охраны окружающей среды, очищения воды и воздуха от промышленных отходов)
  4. Сотрудничество с Соединенными Штатами Америки как лидером современной мировой политической системы. Такое сотрудничество будет способствовать укреплению международного авторитета Японии. Любой лидер нуждается в сторонниках, которые поддерживают его политический курс. Японии следует стать таким сторонником в обмен на право участвовать в принятии важных политических решений на мировой арене. Но это должно быть именно сотрудничество, а не зависимость от США.
  5. Сегодня важную роль в оформлении позиции Японии на мировой арене играют территориальные споры. С нашей точки зрения, эти споры  в настоящий момент времени должны отойти на второй план. В связи с заявленной нами целью, Японии стоит решать более глобальные геополитические проблемы, которые связаны с формированием качественно иного имиджа. Решение этих проблем сегодня позволит в будущем хотя бы частично урегулировать существующие сегодня территориальные споры между Японией и ее соседями.
  6. Японии следует продолжать сохранять традиционную культуру и пытаться представлять ее на международной арене как альтернативу массовой западной культуре, что в свою очередь будет пробуждать к ней интересы обычных граждан других стран, и, таким образом, укреплять международный авторитет страны  «снизу». 

Основные задачи позволяют выделить главные принципы, которыми необходимо руководствоваться при воплощении геополитической доктрины в жизнь. Прежде всего, основной принцип: стремление к мирному  урегулированию любых споров и конфликтов.  Из него вытекает принцип всестороннего сотрудничества с другими странами (и прежде всего лидера мировой политической системы). И, наконец, принцип использования не только традиционных политических рычагов влияния на международную обстановку, но и экономических, научных и культурных ресурсов  страны.

Необходимо перечислить средства, которыми располагает Япония, для реализации поставленных перед страной целей и задач.

Во–первых, вооруженные силы. Современные Силы самообороны, по факту, являются вполне боеспособной армией, но требуется легализация её статуса: исключение из НПА (в т.ч. Конституции) отказа от армии. И при этом сохранение должны быть сохранены принципы военной доктрины: ненападение; не использование ядерного оружия; общественный контроль над деятельностью вооруженных сил; сотрудничество с США.

Мы считаем, что Япония должна быть сильной страной, но не агрессором. Необходимо вести разработку новых видов оружия, развивать небольшие мобильные формирования (примером может служить концепция солдата будущего), участвовать в миротворческих операциях не только в качестве вспомогательных сил, но и в роли основных.

Естественно, целесообразен и выход из-под зависимости от США. Следует вынудить или убедить американцев вывести или сократить до минимума их военное присутствие на территории Японии. При этом надо предоставить им взамен масштабное военное и экономическое  сотрудничество. Страна должна проводить самостоятельную политику в регионе, не занимая однозначную проамериканскую позицию.

Во–вторых,  экономическая экспансия и привлечение инвестиций.

В–третьих, прежде чем начать решать мировые проблемы, страна должна сделать решительный шаг в сторону урегулирования конфликтов по территориальным спорам и отказаться от политических претензий по ряду островов.

В–четвертых, формирование имиджа государства как открытой и готовой к сотрудничеству страны. 

В заключение мы бы хотели выделить тенденции и перспективы развития внешнеполитической доктрины Японии.

  1. Модернизация политической системы.
    Одной из ключевых идей нашей работы является та, что экономическая система Японии развивается и модернизируется в соответствии с мировыми тенденциями гораздо быстрее и эффективнее, нежели политическая система. При этом политическая система остается менее восприимчивой, более закрытой и консервативной, поэтому движение в сторону модернизации политической системы – одна из тенденций, которая, на наш взгляд, будет реализовываться в ближайшей перспективе.
  2. Движение в сторону укрепления позиций и статуса в регионе.
    Поскольку Япония реализует грамотно проработанную стратегию долгосрочного развития, анонсированная страной программа задач во внешней политике не предполагает борьбу за позицию мирового лидера в кратко- и среднесрочной перспективе. Сейчас для страны важно сохранить свои приоритетные позиции в регионе, поэтому движении в этом направлении будет продолжено.
  3. Трансформация взаимоотношений с мировыми державами.
    Системная трансформация взаимоотношений с ведущими державами будет реализовываться по нескольким векторам, основным из которых станет снижение зависимости политики Японии от политики США. Это вызвано объективной причиной снижения уровня влиятельности США в мировом масштабе и постепенным уходом США с позиции лидера международной системы. С другой стороны, параллельно происходит процесс автономизации политики Японии, обоснованный в первую очередь укреплением экономического могущества империи.
  4. Милитаризация страны.
    Известно, что по закону страна не имеет армии и абсолютно не милитаризирована. Но тенденция последних лет очевидным образом ведет к необходимости милитаризации, в том числе и для обеспечения суверенитета и обороноспособности страны. В случае необходимости решения вопросов военными способами Япония должна быть готова отразить удар неприятеля и противопоставить силу силе. 
  5. Лидерство в сфере инновационной экономики.
    Япония является признанным лидеров в сфере развития инноваций и внедрения передовых технологий. Эта сфера является наиболее конкурентоспособной для страны. Думается, что действия Японии на мировом экономическом рынке будут сопряжены с целью признания ее  безоговорочным лидером в сфере развития инноваций.
  6. Разработка программ по укреплению национальной идентичности.
    В связи с движением в сторону лидерства в сфере инновационной экономики страна активно использует технологии привлечения к работе внутри страны иностранных специалистов международного класса. Это может вызвать проблему размывания ядра национальной идентичности, поэтому одной из тенденции развития Японии, на наш взгляд, станет разработка комплексных программ по укреплению идентичности.
  7. Пролонгация решения проблемы территориальных споров.
    Наиболее болезненным вопросом во внешней политике Японии является вопрос о принадлежности спорных территорий. Практикующая политику компромиссов, Япония не готова к ультимативной форме решения пограничных споров. Более эффективным и соответствующим  современной политике Японии будет шаг отложения решения данной проблемы в «долгий ящик» на неопределенный срок.
  8. Развитие отношений с РФ.
    На уровне стратегического партнерства будет продолжен вектор на развитие отношений с Россией. Однако, очевидны и пределы такого партнерства: оно явнее всего зайдет в тупик в тот момент, когда в откровенной форме с двух сторон будут высказаны принципиально противоположные воззрения на вопрос о судьбе и характере развития всего Дальневосточного региона.
  9. Более активное участие в работе международных организаций.
    Для укрепления собственных позиций на внешнеполитической арене Японии стратегически необходимо активизироваться свое присутствие и удельный вес в структуре международных организаций самого разного толка. В частности, одной из приоритетных задач является пересмотр состава Совета Безопасности ООН и возможное включение Японии в его члены.
  10. Продолжение политики компромиссов.
    В самом широком смысле, позиционируя себя как носительницу духовных традиций, богатейшей истории и уникальной философии, Япония будет продолжать проводить свойственную ей  «политику компромиссов» в отношения с зарубежными государствами и другими международными акторами.
 
Комментарии посетителей сайта

Комментариев пока нет.

 

 
Свежие публикации

Top!