понедельник, 21 августа 2017
ПЕРВЫЙ В РОССИИ САЙТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
 
Главная

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ


Дискуссионная трибуна
Мировая политика в лицах
Лидерство в мировой политике
Геополитические доктрины
 
Материалы
Библиотека
Сравнительная политология
Теория Мирового Политического Процесса
Работы студентов и аспирантов
 
Поиск по сайту
Авторизация





Забыли пароль?
Статистика
посетителей: 1281487
Интервью с Джозефом Тымановски Версия для печати Отправить на e-mail
понедельник, 06 декабря 2010

Д.п.н. Джозеф Тымановски, факультет Европеиских исследований Варшавского Университета

Обращение к студентам факультета политологии МГУ и посетителям методологического сайта «Мировой политический процессор»

Я очень благодарен возможности поделиться с посетителями “Мирового политического процессора” своими взглядами на многочисленные проблемы, касающиеся международных отношений  общих для поляков и русских. Польша и Россия в течение долгого времени страдали от недостатка взаимопонимания, корни которого лежат не только в различии взглядов на развитие наших стран, а скорее в том, что мы по-разному видим международную реальность, которая в свою очередь оказывает влияние на процесс многочисленных изменений. Я надеюсь, мое мнение поможет понять точку зрения Польши.

Отвечая на вопрос о причинах моего интереса к международной политике, особенно к политике в регионе Восточной Европы, необходимо отметить, что первопричиной стало образование суверенных государств после распада СССР. С когнитивной и функциональной точек зрения наибольший интерес вызывало направление развития, которое выбирали страны Восточной Европы, это было чрезвычайно важно для международной гармонии и порядка, а также для большинства поляков. Это был вопрос о том, будет ли выбран авторитарный, или же демократический путь.

Если говорить о том, какой парадигмы придерживается каждый из исследователей международных отношений, в том числе и я, то нужно сказать, что довольно сложно найти однозначный ответ. По правде говоря, большинство ученых принадлежит скорее к неореалистической парадигме, истоки которой восходят к Кеннету Уолтцу или же к неолиберальной парадигме, которая была разработана в работах Роберта О’Кохана. На мой взгляд ниодно из двух направлений не может полностью объяснить долговременные изменения в мировой политике. Если же мне пришлось бы выбирать из двух, то скорее можно сказать, что мои взгляды ближе к неореализму или даже конструктивизму, который скорее представляет собой научный подход, нежели теорию, и который формируется на основе критического отношения к обеим парадигмам, с одной стороны, и их окончательного оформления, с другой.

Мой научный интерес связан с изучением международных отношений, международной безопасности, особенно как они проявляются на европейской континенте. В своих исследованиях я также концентрируюсь на вопросах конституционно-политических и правовых изменениях, затрагивающих территорию Восточной Европы. 

Говоря о двусторонних отношениях Польши и Российской Федерации, во-первых, необходимо осозновать расхождение во мнениях, которые оказали существенное влияние на развитие политических отношений между нашими странами, но которые не обязаны определять их развитие в настоящем. Прежде всего, это значит, что наши страны пошли разными путями. Польша является членом Европейского Союза и входит в блок стран НАТО. С другой стороны, Россия активно развивающаяся и модернизирующаяся страна, целью которой является занятие позиции страны-супердержавы мира, и которая осуществляет значительное воздействие посредством политических, экономических и военных структур Сообщества Независимых Государств. Значительные различия могут также быть обнаружены в геополитической позиции стран, так как Россия является частью глобальной и интерконтинентальной политики наравне с региональной, а Польша участвует скорее только в региональной политике. Различные гео-экономические, конституционные, правовые и полические факторы необходимо также принимать во внимание. 

Стоит подчеркнуть что, хотя в течение определенного времени с обеих сторон, российской и польской, наблюдалось довольно напряженное восприятие друг друга, некоторые из обозначенных тенденций улучшения отношений давольно далеки от желаемых. Обе страны Россия и Польша понимают, что гармоничная кооперация возможна и взаимовыгодна. Кажется, что вектор политики США по отношению к Российской Федерации также изменился. Глобальные урозы международной безопасности, прежде всего терроризм, или же ядерная программа Ирана или Северной Кореи благоприятствуют процессу поиска партнеров, которые могут взять на себя ответственность за поддержание международной гармонии и порядка, и  Россия представляет собой именно такой тип партнера. Западные (ЕС, США) политические, экономические и военные взаимодействия с Россией в свою очередь оказывают также позитивное влияние на российско-польские отношения. В долговременной перспективе возможны системные изменения в процессе рестуктуризации российского государства, даже несмотря на то что их целью определенно является обретение позиций супер-державы, средствами по ее достижению могут быть и демократические инструменты. Это должно случиться, и именно это станет последней и важнейшей стадией в процессе объединения Европы, в связи с тем что, когда Россия обретет еще большее влияние в мировой политике, она сможет совместно с европейскими странами участвовать в выработке стратегий внешней политики и безопасности.

Рассматривая роль Польши в Европейском Союзе и блоке НАТО, ее можно определить как  значительную, но не удовлетворительную. Стоит отметить, что сразу после 1992 года Польша предприняла попытку ускорить темпы развития и увеличить уровень стабильности и безопасности. С точки зрения национальных интересов, Польша заинтересована в процессе структурного оформления в ЕС и НАТО, так как это обусловлено геополитическим положением страны, которое за последние 300 лет не было благоприятным. Я хотел бы подчеркнуть, что членство Польши в ЕС и НАТО не является единственным гарантом безопасности страны. Отношения Польши с Российской Федерацией, так же как и с другими соседними странами являются чрезвычайно важными, так как они позитивно влияют на порядок и гармонию в Восточной Европе.

Отношения Польши с восточноевропейскими соседями базируются на договоренностях 1992 года, касающихся кооперации и дружественных коммуникаций. Корректные отношения с соседними странами воспринимаются как необходимое условие обеспечения безопасности страны с 1990 года. Этот интерес обусловлен историческими и прагматичными предпосылками. Это значит, что стабильность или же нестабильность политических процессов, протекающих в этих странах может оказать негативное влияние на безопасность Польши. В своей стратегии внешней политики Польша была заинтересована в присоединении Украины к Европейскому Союзу и НАТО, так как это обеспечило бы стране в непосредственном соседстве с границами создание зоны стабильности и безопасности. Нет необходимости говорить, что Россия воспринияла это как процесс вмешательства в ее сферу влияния. Сегодня кажется, что после президентских выборов в Украине в 2010, в Польше доминирует мнение, что украинские элиты и общество выбрали свой путь дальнейшего развития. Если говорить о Беларусии, то теперь проблемы национального польского меньшинства, проживающего на этой территории, являются жизненно важными для Польши. Несоблюдение стандартов с должным уважением к этим проблемам со стороны Белорусии и невозможность любых взаимодействий в политической, экономической и культурных сферах являются потенциально диструктивными для двусторонних отношений стран. Польские отношения с Россиейской Федерацией после трагедии в Смоленске перешли на качественно иной уровень нового позитивного развития. Только та Европа является стабильной и безопасной, в которой Россия сможет найти свое место. Польша как член ЕС заинтересована в развитии отношений с Россией, которые подстрахуют обеспечение безопасности, стабильности и развития для обоих партнеров.

Хотелось бы также отметить, что безопасность и сила страны очень сильно взаимосвязаны друг с другом. Если говорить о безопасности, то ее составляющими являются: так называемая “жесткая” безопасность, включающая в себя военную сферу  и в некоторой степени экономическую, а также  “мягкая” безопасность, сочетающая в себе многочисленные, часто двусмысленно дифференцируемые аспекты, в частности, политические, технологические, культурные, экологические, гуманитарные и демографические. Таким образом, современное определение концепта безопасности страны кристализуется из многих состовляющих, оно является системным, универсальным и интегральным.

Сила страны обозначается таким понятием, как ее власть. Я включаю в него политическое, экономическое, военное и культурное влияние. Эта идея “жесткого” и “мягкого” воздействий, включая их элементы, лучше всего теоретически разработана в исследованиях Джозефа Ная (один из самых известных теоретиков в этой области). Этот автор считает, что “мягкая власть” не является автоматически более эффективной, нежели “жесткая власть”. Власть, как таковая, прежде всего, - это возможность принуждения других к выполнению того, что они обязаны сделать, без учета источников ее потенциала и несмотря на то, является она материальной или же нет.

Проблему “жесткой” и “мягкой” властей также ассоциируется с именем Роберта Купера, который подчеркивает что Америка олицетворяет собой модель “жесткого влияния”, в то время как ЕС – модель “мягкого влияния”, гражданской власти (в обоих значениях: она противопоставлена военной модели, так как ее истоки идут от граждан). Польша является представителем именно модели “мягкой власти”, не только из-за того, что она является членом ЕС, но и в большей степени в связи с тем, что ее военный потенциал не столь велик.

На мой взгляд “жесткое влияние” (hard power) не должно ставиться в оппозицию “мягкому влиянию” (soft power). Несмотря на то что “мягкая власть” Европейского союза является довольно значительной и успешно реализуемой, она бесспорно базируется на “жесткой власти”. Таким образом, “мягкая сила” невозможна без “жесткой силы”.

Что касается вопроса о возможных конфликтах в двусторонних отношениях Польши и России, кажется, что существующая в данный момент политическая атмосфера обоих партнеров оказывает благоприятное влияние на процесс их построения. Всегда существуют потенциальные опасности конфликта: доказательством этого яляются многочисленные исторические примеры. Несмотря на это, мне кажется, что Россия нуждается в спокойствие и стабильности в течение процесса модернизации страны, также Польша посредством диалога и кооперации также нуждается в ощущении безопасности и играет роль отвественного участника процесса создания стабильности, безопасности и развития в Восточной Европе. Желаемое состояние дел будет если взаимные польско-русские отношения будут развиваться в атмосфере обоюдного доверия. Реализация программы Восточного партнерства Европейского Союза, одним из главных создателем которой является Польша, станет своебразным тест-драйвов взаимовыгодных двусторонних отношений.

Если говорить об области моих исследований в настоящее время, то я сконцентрирован на рассмотрении реализации Европейским Союзом программы Восточного сотрудничества.  В особенности я заинтересован вопросоми импликации политических отношений между ЕС и РФ в контексте данной программы. Я знаю, что в течение начального периода, то есть в мае 2010 года представители Российской Федерации реагировали на эту программу довольно холодно. Позднее отношение чуть улучшилось, я надеюсь, что Польша (особенно в период ее президентства в ЕС) сможет не только убедить российскую сторону принять идею Восточного партнерства, но и сможет ее вовлечь в активный процесс ее реализации на стороне ЕС.

В заключение, я хотел бы пожелать всем студентам факультета политологии и посетителям “Мирового политического процесса” хороших каникул, отдыха, а в дальнейшем отмены визового режима между Российской Федерацией и Европейским Союзом.

 
Свежие публикации
Подписка на RSS 2.0 новостную ленту
Список интервью:

Интервью с Тымановски Д.  новое

Интервью с Джозефом Н.

Интервью с Тикнер Э.

Интервью с Цыганковым П.А.

Интервью с Швеллером Р.

Интервью с Павловым Ю. М.

Интервью с Цыганковой Э. Н.

Интервью с Кабаченко А. П.

Интервью с Лебедевой М. М.

Интервью с Демчуком А. Л.

Сейчас на сайте

Top!